«Скоро добьем этого зверя в его собственной берлоге, и тогда уже выпьем и поговорим обо всем», — эти строки старшина Георгий Ефимович ЕГОРОВ написал 13 октября 1944 года своим самым родным людям — жене Наташе, сыночку Павлуше и дочурке Валечке. К сожалению, мечта Георгия (Егора, как все его называли в деревне), не сбылась…
Дан приказ!
— Одну войну не успел отвоевать, опять в армию надо собираться, — так пошутил Егор перед отправкой в военкомат. А взяли его в армию за две недели до начала Великой Отечественной — 8 июня, хотя он только что вернулся с Финской войны
Из деревни Усадьба до призывного пункта отправились пешком всей семьёй. Рядом с мужем — жена, которая вела за руку Павлушу. Валю отец все восемь километров нёс на руках.
Нелёгким было расставание для молодой семьи. Впрочем, как и для многих и многих других семей.
Посадили призывников на подводу от военкомата (это нынешнее помещение Центра социальной помощи в Больничном городке) и повезли всех на станцию в Лычково.
— Так и стоит в глазах, как он сидит в подводе и машет мне рукой, — вспоминает один из родственников, дядя Павел.
Тогда, в жаркий июньский день, никто ещё не подозревал, что у Егора впереди жестокая борьба с врагом, у жены и детей — тяжёлая участь в тылу.
О доблестях, о подвигах, о славе…
Дед главы нашего района геройски сражался в рядах 225‑й стрелковой Новгородской дивизии. Он защищал и освобождал Новгород.
Пройдя множество полей сражений, не кланяясь пулям, дошёл до Европы. О мужестве Георгия (Егора) Егорова говорят его боевые награды.
Медалью «За отвагу» старший сержант был награждён, когда освобождал от фашистских оккупантов Латвию. В донесении, на основании которого был издан приказ №: 57/н от 6 августа 1944 года, описывается его подвиг:
«21 июля 1944 года противник перешёл в атаку с целью вернуть железнодорожную станцию Пондеры Латвийской ССР. 45‑миллиметровое орудие, которым командовал старший сержант Егоров, стояло на прямой наводке. Пехота противника окружила орудие. Егоров приказал вести огонь, а сам с автоматом и гранатами вступил врукопашную с тремя солдатами противника. Броском гранаты двух солдат тяжело ранил, а третьего очередью из автомата убил. Орудие было сохранено. За проявленное мужество и личную отвагу, за отражение контратаки противника, уничтожение трёх солдат…»
На этом донесение прерывается.
Есть в арсенале старшего сержанта Егорова и Орден Отечественной войны I степени. И вновь выдержка из донесения:
«В бою за населённый пункт Войковицы — Костельно 21 января 1945 года показал умение управлять огнём. Из своего орудия подбил два немецких средних танка, экипажи танков уничтожил. В этом же бою расчёт товарища Егорова отбил три контратаки противника и уничтожил 25 солдат и офицеров».
В приказе 55‑му стрелковому корпусу от 11 февраля 1945 года стоит формулировка: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить орденом «Отечественная Война первой степени» старшего сержанта Егорова Георгия Ефимовича, командира орудия 45 м/м пушек 299‑го стрелкового полка 225‑стрелковой дивизии».
Берлин был близко. Близка была и Победа. А старший сержант Егоров очень сильно о ней мечтал…
Я шлю тебе письмо…
В семейном архиве Егоровых — Федоровых бережно хранятся пара фотографий и письмо. Одно из последних, которое написал Егор Егоров своей семье. Оно было написано 13 октября 1944 года из Польши:
«Привет с фронта!
Здравствуйте, дорогая моя жена Наташа, сыночек Павлуша, дочурка Валечка, а также Оля и Тоня. Шлю я вам свой сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни, а главное — здоровья.
Письмо я ваше получил. А сегодня получил одну фотокарточку, не очень она чисто сделана, но всё же похожа. Я её посылаю вам.
Я пока живу хорошо, жив, здоров, чего и вам желаю. Погода стоит очень хорошая, тепло, и дождя совсем нет.
Скоро добьём этого зверя в его собственной берлоге, тогда уже вновь выпьем и поговорим обо всём и помянем друзей, если доживём до этого времени.
Пока до свиданья.
Передайте огромный привет моим старикам и вообще всем-всем.
Целую вас всех крепко. Егор».
Это фронтовое письмо мне дала Анна Алексеевна Егорова, которая сейчас живёт в деревне Пески, за что ей огромное спасибо.
Она же поведала мне и историю гибели Егора Егорова.
Это случилось 26 февраля 1945 года на станции Псара в Польше. Войска стояли на привале. Егор же, в силу своего беспокойного характера, пошёл проверить пушку после боя: остыло дуло или нет. Тут его и «снял» вражеский снайпер. До Великой Победы оставалось чуть более двух месяцев…
Поиски
Официально Георгий (Егор) Ефимович Егоров числился пропавшим без вести до 90‑х годов. До тех пор, пока родственники не начали поиски в Подольском архиве.
— Нашлось донесение командования о гибели моего деда с указанием первоначального места захоронения. Мы поняли: всё точно, это он. Номер по порядку в донесении — 54‑й. И моя бабушка указана в качестве получателя сообщения. От военкомата самой похоронки почему-то не было, а вот товарищ деда в письме написал, что снайпер убил его на привале, — рассказывает глава района Александр ФЕДОРОВ. — Его прах покоится в братской могиле в Ополе. В ближайшее время обязательно туда съезжу и поклонюсь праху своего деда-героя и всех тех, кто мужественно сражался с фашистами.
Наталия МАКЕЕВА
Фото Ивана БОРОДИНА
и из семейного архива
Федоровых – Егоровых
Опубликовано в газете 26 июня