В пограничном с Марёвским Холмском районе объявилась пресловутая африканская чума свиней — очаг болезни выявлен на территории Красноборского сельского поселения. Решением областной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии от 2 июля наш район в числе шести отнесён к административным территориям, которым предписывается принять меры по недопущению заноса и распространения АЧС по территории области и усилить надзор за обращением пищевых отходов в образовательных и медицинских учреждениях, предприятиях торговли и общественного питания.
Бывает же такое — едва на предыдущей неделе в районе провели учения как раз по профилактике распространения этой «свинской» болезни и собрание охотпользователей по аналогичной проблеме, а районная газета успела заверстать в номер соответствующий отчёт, как жизнь внесла коррективы: чума, «гостившая» на отдалённых от нас территориях и представлявшая скорее виртуальную опасность, в один миг актуализировалась, появившись в непосредственной близости от нас.
О нежеланной гостье, наносящей большой экономический вред, сообщила в понедельник на «аппаратном» первый заместитель главы администрации района Олимпиада Ильина, проинформировавшая руководителей о первых принятых местными властями профилактических мерах, препятствующих распространению АЧС, а по завершении совещания состоялось заседание районной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии под председательством замглавы администрации района Марины Ловцовой.
Необходимую информацию о нешуточной угрозе довёл до собравшихся руководитель районной ветеринарной службы Анатолий Яровой. Из фрагментов постепенно сложилась безрадостная картина.
Кто-то из холмичей заприметил в лесу слабенького кабанёнка, из жалости принёс домой — чтобы дать бедолаге окрепнуть. Но поросёнок не успел оценить заботу, скоро скончался. Разумеется, подозрение сразу пало на чуму. Анализ проб, сделанный в областной ветлаборатории, подтвердил опасение — она самая, африканская. Был повод забить тревогу. Принимая во внимание, что в течение нескольких дней в лесу были обнаружены трупы ещё трёх кабанов, павших, предположительно, от той же болезни. А незадолго до холмского случая очаг заболевания был выявлен в соседней Псковской области. Причём, словно по иронии судьбы, в месте «массового пребывания» свиней, а именно — на откормочной площадке Великолукского свиноводческого комплекса. Разумеется, являющегося «сырьевой базой» для мясокомбината из того же города, широко известного своей продукцией — в том числе и на Новгородчине в целом, и в Марёве в частности.
Выявленные факты не сулят ничего иного, кроме принятия жёстких мер противодействия распространению опасной болезни. Видимо, незавидная участь ожидает знаменитый Великолукский мясокомбинат, сырую продукцию которого марёвцы в ближайшее время уже не увидят: решением областной противоэпизоотической комиссии завозу мяса на Новгородчину поставлен барьер. Пострадают и холмичи, имеющие на подворьях поросят: решением той же комиссии при правительстве Новгородской области в радиусе 5–10 километров от очагов заражения должны создаваться «буферные зоны, свободные от свинопоголовья в личных подсобных хозяйствах». Проще говоря, свиньи должны «изыматься» из подворий, с последующей выплатой владельцам денежной компенсации в качестве «погашения» ущерба. При том, что размер компенсации не покроет даже расходов на приобретение маленького поросёнка. Видимо, после «работы с населением» предстоит «чистка» подворий с последующей утилизацией животных.
Аналогичная опасность угрожает и марёвцам — если АЧС доберётся до нас. Чтобы этого не случилось, необходимы оперативные контрмеры. Комиссия рассмотрела и утвердила «План мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Марёвского района, связанных с распространением вируса африканской чумы свиней на 2014 год». Обширный план содержит все необходимые профилактические мероприятия — от разъяснительной работы среди населения о грозящей опасности до оперативных мер по ликвидации очагов заражения в случае возникновения таковых. Соответствующие сходы граждан необходимо провести в ближайшие две недели.
Согласно плану, устанавливается жёсткий контроль над поголовьем свиней — вплоть до составления пофамильного списка хозяев подворий. В случаях препятствия домовладельцами «мониторингу» численности животных на личных подворьях не исключается содействие полиции. Учёт должен быть строгим и точным — для владения ситуацией. А «виновные в действиях (бездействии), повлекших за собой возникновение очагов АЧС и её распространение», могут привлекаться к административной и даже уголовной ответственности. Будет проведена проверка свиноводческих хозяйств с поголовьем свиней более пяти. В районе таких только два — в Красном и Павлове.
Определены технические ресурсы для проведения земляных, дезинфеционных и иных работ, а также отведены места возможной утилизации трупов животных («могильники») на случай возникновения АЧС. Параллельно ужесточается контроль за перевозками «живых свиней и сырых продуктов их убоя», кормов и кормовых добавок и за наличием сопроводительных документов, контроль за реализацией мясной и рыбной продукции в неустановленных местах торговли, за безвыгульным содержанием свиней. Необходимо принимать меры и по ликвидации несанкционированных свалок, которым несть числа. Срок — до 20 июля.
А ещё предлагается «переориентировать» сельчан на «альтернативные свиноводству виды животноводства» — вероятно, подразумевается крупный рогатый скот. Оно бы ничего, но и в «арсенале» коров имеются не менее опасные болезни — ящур, например…
Завершая заседание комиссии, Марина Ловцова «очертила» круг приоритетных задач по предупреждению распространения болезни: администрациям всех сельских поселений назначить ответственных за ситуацию с АЧС, создать бригады ликвидаторов в составе не менее трёх человек, организовать «пофамильный учёт» свинопоголовья в личных подсобных хозяйствах, держать ситуацию под постоянным контролем.
Анатолий КАСАТКИН
Фото Инны Лукьяновской
Опубликовано в газете 11 июля