Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Шёл по городу трамвай

6 июля 1924 года этот вид транспорта был пущен в Старой Руссе

О том, что в городе когда-то был рельсовый общественный транспорт, сегодня ничто не напоминает. И может быть, эта страница старорусской истории так и осталась бы закрытой, если бы в середине 1980-х годов на улице Халтурина при строительных работах не откопали рельс…

Трамваю быть
Краеведы и музейные работники решили, что это находка имеет прямое отношение к трамвайному пути, по которому до начала Великой Отечественной войны в Старой Руссе курсировал трамвай. Старожилы об этом еще помнили.

— Но это не так, — говорит краевед Анатолий ВАСИЛЬКОВ. — Исследования показали, что найденный рельс принадлежал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, связывавшей Старую Руссу с Петербургом, Тверью, Москвой, Псковом. В этой части города как раз и проходила часть пути.

Но докопаться до истины, как появился и куда делся трамвай, бывшему железнодорожнику Василькову и просто любителю истории удалось.

— Работая в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, я обнаружил доклад старорусского городского головы Ивана Ванюкова о развитии города и курорта, в котором был раздел «Электрический трамвай», — рассказывает Васильков. — В своём выступлении на первом всероссийском съезде по улучшению отечественных лечебных местностей (в январе 1915 года) Иван Иванович доказывал, что очень важным условием для города, особенно курортного, является удобное, скорое и дешевое сообщение между всеми частями города. То есть электрический трамвай, с которым «почти все приезжающие на курорт так свыклись в больших центрах и за границею».

Основным видом транспорта в Старой Руссе на то время были извозчики. В 1911 году на 15 852 жителя приходилось 200 экипажей. В летнее время такса проезда составляла 25 копеек. Понятно, что такой транспорт был доступен лишь отдыхающим на минеральных водах. Горожане в основном ходили пешком. Однозначно курортный город нуждался в развитии доступного городского транспорта.

С этим согласились и участники съезда, среди которых были представители правления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В итоге съезд разработал план мероприятий по развитию и улучшению отечественных лечебных и климатических пунктов. Так, уже к началу летнего сезона были пущены поезд Петроград — Старая Русса и поезд Москва — Старая Русса — Псков. Кроме того, в разработанном плане значилось устройство электрического трамвая и железобетонной эстакады над линией Бологое — Псков для пропуска трамвая от улицы Петроградской (Карла Либкнехта) до вокзала.

Подарок со взморья
Планам этим, как ни удивительно, помогла Первая мировая война. При эвакуации всего ценного из Риги (в апреле 1915 года началось наступление немецких войск на Рижском направлении) в Старую Руссу было эвакуировано оборудование трамвайной линии Кемери — Яункемери и подвижной состав, включавший пять моторных вагонов «Феникс», четыре прицепных вагона, две открытые грузовые платформы и паровоз «Артур Коппель».

Почему бы не использовать эвакуированный трамвай, решили местные власти и направили соответствующее обращение губернатору. Для оборудования трамвайного сообщения Старорусское городское общественное управление собиралось даже расширить существующую электростанцию. Осуществить задуманное помешала революция 1917 года.

О постройке электрического трамвая вновь заговорили через год после нее. Извозчичий промысел сворачивался сам собой из-за того, что стремительно дорожал корм для лошадей.

Над проектом трамвайной линии работали специалисты Петроградского акционерного общества «Сименс-Шуккерт». Сумма проекта составила больше двух миллионов рублей. Но после детальной корректировки смета на устройство трамвайной линии длиной около четырех вёрст уменьшилась на 400 тысяч. В комиссариате финансов союза коммун Северной области смета была утверждена в конце июля 1918 года, и уже 7 сентября был подписан договор на ведение дел с обществом «Сименс-Шуккерт».

И такая канитель каждый день
Работа шла тяжело. Сказывалось трудное экономическое и политическое положение страны. Денежные средства выделялись с перебоями, власть на всех уровнях постоянно реорганизовывалась, поэтому строительство периодически приостанавливали.

Тем не менее, как сообщает новгородская газета «Звезда» от 18 июля 1920 года, «рельсовый путь уложен на всём протяжении, за исключением подхода к мосту через реку Полисть со стороны Гостинодворной улицы; производятся работы в вагонном парке, установлены стенки и моторы в мастерской и ремонтируются вагоны. К сожалению, строительное управление не озаботилось получением средств на 1920 год, ввиду чего дальнейшее производство работ может задержаться; между тем было бы очень желательно уложить путь и открыть временное движение для подвоза дров в парк минеральных вод».

В итоге лишь к началу лета 1922 года был уложен рельсовый путь, поставлены столбы для воздушного рабочего провода с частичной подвеской кронштейнов, велись работы в трамвайном парке. Но из-за тяжбы за городскую электростанцию между Главэлектро и Коммунхозом пуск трамвая вновь откладывался.

— В итоге трамвай был сдан в аренду частным лицам и ходил на паровой тяге, — говорит Анатолий Васильков. — Вырученные за аренду 60 000 рублей планировалось пустить на завершение строительства электрического трамвая. При этом арендаторов обязали закончить работы по укладке концевого разъезда на Петроградской улице, включая мощение полотна после укладки.

Паровой трамвай состоял из паровоза и двух прицепных вагонов. Движение осуществлялось с 11 часов утра до часа ночи. 1 ноября 1922 года сдаваемые в аренду вагоны были переданы в ведение Старорусского отдела коммунального хозяйства.

Трамвай у Гостиного двора. Фото 1937 годаДовольно пыхтелки!
Долгожданный пуск электротрамвая состоялся 6 июля 1924 года. Из трамвайного депо вышёл первый празднично украшенный состав — моторный вагон № 3 с прицепным пассажирским.

— Как водится, в честь пуска электрического трамвая на площади Революции состоялся митинг, — рассказывает Васильков. — После чего первые пассажиры сели в вагоны.

Работа трамвая регламентировалась правилами, утвержденными городским советом. Трамвай работал с девяти утра до часа ночи по одному маршруту «Вокзал — Курорт», разделённому на три тарифных участка, проезд по каждому из которых стоил 5 копеек. Маршрут трамвая пролегал по улицам Карла Либнехта, Советской, Карла Маркса, Ильинской. Вагоновожатый, доведя вагон до конечного разъезда «Вокзал», переходил в противоположный конец вагона, и трамвай отправлялся в обратный путь.  То же происходило и на конечном разъезде «Курорт».

В первое время на работу трамвая поступало много жалоб от извозчиков. Они говорили, что новый вид транспорта мешает им работать: лошади пугаются, опрокидывают повозки. Налицо отток пассажиров. Тогда как только за первый год трамваем было перевезено 160 тысяч пассажиров. При этом надо учитывать, что зимой трамвайное движение прекращалось.

Пик пассажирских перевозок пришёлся на 1932 год, когда было перевезено 968,9 тысячи граждан. А в 1939 году на улицах Старой Руссы появился новый вид общественного транспорта — автобус.

— С этого времени, собственно, о работе трамвая в Старой Руссе ничего не известно, — отмечает краевед. — В архивах информации за этот период нет. Но старожилы вспоминают, что ещё в 1941 году, когда шла эвакуация, трамвай по городу ходил.

Зато в архивах сохранилось фото Трамвайного депо мая 1942 года, где запечатлены уже полуразрушенные вагоны.

— В итоге всё было разрезано и вывезено, — говорит Васильков. — Я думаю, трамвайные пути немцы использовали при прокладке узкоколейки в направлении Тулебля — Белебёлка — Дедовичи. Рельсы могли быть также использованы при строительстве домов после войны. Так или иначе, но в настоящее время ни одного участка трамвайного пути не сохранилось.

О том, что некогда по городу ходил трамвай, свидетельствуют лишь фотографии, документы в архивах и книга Анатолия Василькова. Правда, выпущена она пока лишь в одном экземпляре. Может быть, надеется автор, к празднованию 1000-летия истории Старой Руссы удастся увеличить тираж.

При подготовке статьи использованы материалы книги Анатолия Василькова «Ходил по городу трамвай». Автор благодарит краеведа за помощь в подготовке публикации.

Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото из архива
Анатолия ВАСИЛЬКОВА

Опубликовано  в газете 9 июля

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА