А Средневековье-то, оказывается, реально. Им можно любоваться, удивляться деталям. Запоминать, словно яркую картинку и извлекать из глубин памяти, когда нужно перебить вкус обыденности.
Малышка в ярко-зеленом домотканом платьице бежит по лугу. Ничуть не путается в длинном наряде, из-под которого сверкают босые пяточки. Её мама (голова покрыта легким покрывалом - значит замужняя женщина) и девчушка с косами, закрепленными обручем и височными кольцами, рядом со сценой пробуют танцевать забавный шотландский танец. Затем весело присоединяются к группе в шотландских костюмах - мужчина в килте (он, кстати, утверждает, что это очень удобно), девушки - в платьях с туго зашнурованными корсетами. Следующей на сцену выйдет фолк-группа из Закарпатья (солист с чубом на гладко выбритой голове и аутентичным барабаном). Гопак сменят странствующие музыканты-скрипачи. Затем группа, несущая в массы музыку «альтернативного Средневековья» - этакие рокеры с волынками.
Мимо проходит девушка в скандинавском костюме - голова покрыта замысловато повязанным платком, костюм состоит из нескольких полотнищ, скрепленных на груди крупными украшениями. Как только что пояснили со сцены, она - жена состоятельного воина, о чем свидетельствует большое количество украшений, меховой воротник. Длинное платье другой модницы скрывает высокие кожаные сапоги - она еще и наездница.
Неподалеку - мастер-класс от группы воинов-скандинавов. Это клуб реконструкторов из Москвы «Серебрянный волк». Люди, которые знают о средневековых сражениях всё. А пока обучают зрителей технике боя, используя муляжи, имитирующие оружие.
В кузнице разожжена печь, кузнец в длинном кожаном фартуке, инструментов - больше, чем в кабинете у стоматолога. У входа, по просьбе зрителей, льют сальные свечи. Чуть далее девушки плетут пояса. На продажу? Качают головой. Плетите вместе с ними, сами научитесь и изделие с собой заберёте. Рядом славянка постарше - длинный сарафан, белая рубаха, полные мягкие руки - готовит фирменный пивной суп.
Оказывается, в 9-10 веке скандинавы на праздники варили так много пива, что из его излишек хозяйки готовили еду. Добавляли грибы, свинину, яйца, сливки (сметаны тогда еще не было), приправы. Продегустировать пивной суп на фестивале приглашались все желающие, но в особом восторге были ребятишки - алкоголь из супа выкипал в процессе приготовления, а необычный вкус оставался.
Кульминацией фестиваля стал бой за славянскую деревню, в ходе которой был убит наш, любытинский князь. На глазах у притихших зрителей, его тело было переправлено на другой берег и предано огню большого погребального костра. Обряд был воссоздан по историческим источникам, как и плач следовавших за носилками плакальщиц (профессиональная вокальная группа). Представьте - в вечереющем воздухе, запахе травы и тихом горении факелов, когда зрители смешались с провожавшими своего князя соплеменниками...
Правда, наряду с этой картинкой я буду помнить ещё и такую. Враждебная дружина подошла к славянской деревне и на поле, против закованных в кольчуги воинов, вышли славяне с дубинами и кольями. Тогда, по замыслу организаторов, следом за своими мужьями и братьями вышли и столпились в воротах женщины, с отчаянной решимостью тоже готовые вступить в бой. С ухватами и глиняными горшками в руках, а самая маленькая, четырехгодовалая малышка - с деревянной толкушкой и решительным выражением лица. Не актеры - живые люди, мы с вами, готовые встретить опасность лицом к лицу. Лично я пошла бы на фестиваль и только ради этой картинки. В таких трогательных мелочах и есть дух нашего народа, наша память и будущее.
Здорово, что оно у нас есть.
Княжья братчина пролетела. Кто на нее не успел - тот опоздал. Кочевой фестиваль направится по другим районам и в ближайшее время на любытинскую землю не вернется. Разве что тот, кто его полюбил, на следующий год сам отправится вслед за ним, чтобы, забыв о неудобной одежде и обуви, провести день, сидя на скошенной траве, сквозь мягко прикрытые веки наблюдая за красивыми и увлеченными людьми, стремящимися понять кто мы есть и откуда пришли. Чтобы узнать что-то важное о себе самом и о том, что таит в себе твоя память. И просто проводить взглядом нереально красивую девушку в летящей одежде.
Впрочем, говоря более детально, «Княжья Братчина» – технически очень сложное мероприятие. Подробнее об этом, о съемках кинофильма, о разговоре с организатором фестиваля Даниилом Донченко и членом клуба реконструкторов «Змей Горыныч» Светланой Савельевой читайте в следующем номере газеты.
«Княжья братчина» проводится по инициативе департамента культуры и туризма Новгородской области.
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 11 июля