70‑летний юбилей отметила прокуратура Новгородской области. Некоторые выпускники юридических вузов, работавшие в ней, стали известными людьми. И один из них — Виктор Найдёнов. Начинавший практическую деятельность в наших краях, он прошёл путь от следователя до первого заместителя Генерального прокурора Союза ССР.
Виктор Васильевич родился 9 сентября 1931 года в посёлке Мучкап Тамбовской области в семье фронтовика: отец его, Василий Павлович, участвовал в Финской войне и Великой Отечественной. Школу жизни сын проходил в суровые военные и послевоенные годы. В 1952 году, когда юноша учился на втором курсе Московского юридического института, отец ушёл из жизни, это был для Виктора первый тяжёлый удар. Нелегко тогда пришлось осиротевшей семье, в которой, кроме Виктора, росла и только что родившаяся дочь Татьяна. Сын решил временно бросить занятия в институте и пойти работать. Однако мать удержала его от этого поступка. И Найдёнов продолжил учёбу, совмещая её с работой.
30 июня 1954 года он окончил институт и с сентября приступил к работе в органах прокуратуры. Начал он с должности стажёра народного следователя Дрегельского района Новгородской области. В работе молодой специалист проявлял оперативность, настойчивость и, как отмечалось в характеристике, «инициативу в собирании доказательств», в связи с чем досрочно, в ноябре 1954‑го, был переведён в народные следователи.
С июня 1955 года способный следователь переводится на работу в Маловишерский район. Здесь он активно участвует в общественной и политической жизни: руководит кружком по изучению истории партии на фабрике «Победа», выступает перед населением, в период выборов возглавляет агитпункт, избирается членом пленума райкома ВЛКСМ (в комсомол Найдёнов вступил ещё во время войны, в 1944 году). Не меньшее усердие проявляет Виктор в работе. Только за пять месяцев 1956 года он расследовал 49 уголовных дел. Все они были окончены качественно и направлены в суд.
Авторитет Найдёнова растёт. Его примечает прокурор области и вскоре ставит вопрос перед Прокуратурой Союза ССР о назначении Виктора Васильевича прокурором Маловишерского района. И 13 июля 1956 года Найдёнов приступает к исполнению обязанностей прокурора района. Было ему тогда почти 25 лет.
В новой должности молодой прокурор проявляет себя с самой лучшей стороны. В аттестации того времени отмечается высокая квалификация, большая трудоспособность и принципиальность в отстаивании интересов законности и защите прав граждан. Здесь, на маловишерской земле, он вступает в партию, избирается членом РК КПСС. В 1957 году в его семье рождается второй сын, Александр. Казалось бы, жизнь вошла в берега, всё складывается как нельзя лучше и в семье, и на работе. Однако очень скоро врачи обращают внимание на бесконечные болезни его первенца — Сергея, настоятельно советуют поменять климат и переехать на постоянное место жительства в среднюю полосу.
В 1960 году просьбу Найдёнова о переводе удовлетворяют и направляют его для дальнейшего прохождения службы в Ульяновскую область. Именно здесь начинается стремительный рост его карьеры. Сначала он возглавляет прокуратуру Мелекесского района. Через два года становится заместителем прокурора Ульяновской области, потом первым заместителем и затем — прокурором области.
Способного и подающего надежды 38‑летнего областного прокурора довольно быстро замечают в ЦК КПСС, и в 1969‑м его, как говорили в те годы, берут «на обкатку» в отдел административных органов ЦК партии. Долго он здесь не засиживается: через четыре года его назначают заместителем прокурора РСФСР, а в 1977‑м он утверждается в должности заместителя Генерального прокурора СССР — начальника Следственного управления Прокуратуры Союза ССР. Именно на этом месте проявляется масштаб личности Найдёнова, его недюжинные организаторские способности, умение сосредоточиться на главном и видеть перспективу. Он много делает для совершенствования работы следственного аппарата, внимательно следит за внедрением в практику новых форм работы.
Виктор Васильевич был высокоэрудированным, ярким, незаурядным человеком. Он умел слушать других, был доступен и никогда не допускал грубости или высокомерия по отношению к подчинённым. Но в то же время не робел перед сильными мира сего и был твёрд в своих суждениях, в особенности когда речь шла об отстаивании государственных интересов либо привлечении к законной ответственности должностных лиц, какой бы высокий пост они ни занимали.
Конечно, как и всякий человек, Найдёнов имел свои слабости и недостатки и, безусловно, совершал ошибки. Но не они определяли его лицо. Он, как вспоминают коллеги, был стойким бойцом, умеющим держать удар, дерзновенным прокурором, но ещё и очень интересным человеком, являя собой одновременно образ огненный и смиренный. Под его обаяние многие попадали сразу: густая седая шевелюра и молодые глаза, светившиеся добротой и умом, действовали неотразимо, любознательность он проявлял необыкновенную.
Свои борения с сильными мира сего в высоком ранге заместителя Генерального прокурора СССР Найдёнов начал в те годы, когда Генеральным прокурором страны был легендарный человек, человек с мировым именем — в прошлом Главный государственный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Руденко. И это нельзя не отметить, ибо без благословения Генпрокурора по существующим тогда правилам игры вряд ли такое было возможно. К тому же Руденко всегда лично курировал расследования наиболее важных уголовных дел. И кто знает, отчего у Романа Андреевича произошёл четвёртый, последний инфаркт, после которого он скончался. История болезни об этом умалчивает. Зато история так называемого «Краснодарского дела» говорит, что это произошло в самый драматический период его расследования.
После ухода из жизни Руденко неприятности посыпались на Найдёнова, как из рога изобилия… В 1981 году ему исполнилось пятьдесят. Этот год оказался для него роковым. О том, что он схлестнулся с клевретом Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, первым секретарём Краснодарского крайкома партии Медуновым, и поставил вопрос о привлечении к уголовной ответственности ряда руководителей этого региона, в том числе и видных партийных бонз, многие уже знали и всячески от него дистанцировались.
В то время, когда во главе Следственного управления Прокуратуры Союза ССР фактически стоял заместитель Генерального прокурора СССР Найдёнов, в обществе активно заговорили о громких уголовных делах, которые расследовались тогда следователями по особо важным делам Прокуратуры СССР. Наибольший резонанс получили так называемые дело «Океан» и «Краснодарское дело». В благодатном Краснодарском крае были выявлены вопиющие факты беззакония, произвола и коррупции. В этом деле было всё: небывалый накал страстей, беспрецедентное давление на следствие, в том числе и со стороны высших должностных лиц страны, шантаж, угрозы расправой, мужественное поведение и стойкость одних прокуроров, следователей и работников органов внутренних дел и предательство других, отставки и увольнения, инфаркты и инсульты у некоторых участников этой драмы, не выдержавших напряжения, и даже трагические смерти.
Несмотря на то, что обстановка накалялась с каждым днём, Найдёнов и не думал сдаваться, без дрожи в руках продолжая принимать важные прокурорские решения. После чего следовали аресты высокопоставленных чиновников. Активная работа Прокуратуры Союза переполнила чашу терпения Медунова. Он встретился с Брежневым, отдыхавшим в то время на берегу Чёрного моря, и судьба Виктора Васильевича Найдёнова была решена. В ноябре 1981‑го он был освобождён от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры. По этому поводу один из его коллег написал тогда стихи:
По мнению людей приличных,
Он своё дело знал отлично.
Но любят более пластичных
И тех, что всё решают лично.
Под тихий шорох авторучек,
Без нахлобучек и без взбучек,
Без шума лишнего и чтения морали
Его убрали.
Ты спросишь, где искать мораль?
Ищи, где хошь,
Найдёшь едва ль…
Отстоять Найдёнова новый Генеральный прокурор СССР Рекунков не сумел: он ещё не имел в высших партийных кругах должного авторитета. Более того, он не смог оставить его в органах прокуратуры. Не прошло даже его предложение в ЦК КПСС о назначении Найдёнова на должность директора Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (Виктор Васильевич имел учёную степень кандидата юридических наук). 25 декабря 1981 года Найдёнов назначается на незначительную должность заместителя начальника отдела по расследованию уголовных дел в следственную часть Главного следственного управления МВД СССР, и ему — государственному советнику юстиции 1 класса (что соответствует воинскому званию генерал-полковника) было присвоено всего-навсего звание полковника милиции. Не успел он даже вникнуть во все тонкости новой работы, как был переведён на должность заместителя начальника академии МВД СССР.
Однако расследование «Краснодарского дела» продолжалось, и Виктор Васильевич с большим волнением следил за ним.
После того как сменилось руководство ЦК КПСС и Генеральным секретарём стал Андропов, следствие пошло практически без помех. К длительным срокам лишения свободы были приговорены люди из ближайшего окружения Медунова, многие десятки руководителей предприятий, учреждений и организаций Краснодарского края. Сгустились тучи и над самим первым секретарём крайкома Медуновым. Теперь и ему пришлось давать показания в следственной части Прокуратуры Союза ССР.
А Найдёнов на новой должности пробыл до июня 1984 года. После смерти Брежнева он стал добиваться восстановления в прежней должности, обратился с письмом к новому Генеральному секретарю. Только после этого, и то с длительными проволочками, его ходатайство было удовлетворено. Правда, теперь как заместитель Генерального прокурора СССР он руководил уже не следствием, а другими участками работы.
Ему вновь стали прочить большую карьеру, однако этому уже не суждено было сбыться. И хотя в марте 1987‑го его звезда опять засияла на небосклоне юриспруденции — он был назначен Главным государственным арбитром СССР, и многие именно с этим назначением связывали его будущий взлёт, 2 июня этого же года Найдёнов скоропостижно скончался. Похоронили Виктора Васильевича в ясный солнечный день на Новодевичьем кладбище.
Опубликовано в газете 11 июля