Что стоит за этим известием, можно было недавно узнать на большом совещании, темой которого стала дорога М‑11.
Строительство магистрали с самого начала обросло скандалами. Пока заказчики и автоперевозчики прикидывали плюсы и минусы платного автобана, который вместе с нынешними «Сапсанами» и будущей высокоскоростной железной дорогой (проект пока взращивается в атмосфере загадок и недоговорённостей) практически соединит два главных мегаполиса страны в единый конгломерат, общественность, особенно «зелёная», оплакивала каждую рощицу, полёгшую под безжалостной пилой. Когда носовых платков становится мало, в дело идут судебные иски. Вот и в Новгородской области недавно с привлечением специалистов областного комитета лесного хозяйства и лесной промышленности прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного законодательства. Выявлены факты причинения повреждений деревьям, а также незаконная рубка лесных насаждений. Ущерб оценивается в полтора миллиона рублей.
Под Москвой не уберегли Химкинский лес. В Торжке жалеют старинную церковь, что встала на пути строителей, в Вышнем Волочке — свои потери. И так — по всей будущей трассе. Справедливости ради надо сказать, что гигантские стройки без потерь обойтись не могут по определению. Очень давно пришлось чем-то жертвовать ради БАМа, в последние годы — ради Олимпиады. Можно, конечно, показать силу. На днях в одном из новгородских властных кабинетов прозвучало предложение приостановить стройку из-за самовольства подрядчиков: ну не считаются они с требованием ограничивать вес машин на наших хлипких дорогах, да и только! Но сказать — одно, а сделать — совсем другое.
Любой человек, хоть сколько-нибудь интересующийся, кто есть кто и что есть что в нашем государстве, наверняка догадывается, что всерьёз бодаться с ООО «Мостотрест» и компанией «Автодор», скажем так, сложновато. Но находить приемлемые пути решения бесконечного числа вопросов, возникающих в связи с огромной стройкой, коей в нашем районе прежде никогда не было, можно и должно.
Нам не жить друг без друга
Недавно прошло очередное совещание, в котором приняли участие заместитель руководителя проекта ООО «Трансстроймеханизация» Александр Лустин, начальник отдела имущественных и земельных отношений этой же компании Вадим Мамаев и главный специалист отдела по подготовке территории строительства петербургского территориального управления «Автодора» Владимир Измайлов. Работать строителям в Вишере предстоит года три, потом эти же фирмы, скорее всего, будут обслуживать автобан. Так что соприкосновение большого федерального бизнеса и нашей территории будет долгим и во множестве аспектов.
Этот разговор начался с проблем медицинских. Главный врач ЦРБ Вадим Ладягин сообщил о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе, о том, чем болеют наши люди, и о том, чем бы не хотелось болеть ни нам, ни строителям. Он напомнил о необходимости флюорографического обследования, а также о прививках от клещевого энцефалита; рассказал, как и на каких условиях будет оказываться скорая помощь с учётом того, что в районе существует острая нехватка фельдшеров.
Больница может подготовить из числа строителей парамедиков, которые смогут оказать первую помощь и организовать доставку больного или пострадавшего в стационар, благо с транспортом на стройке проблем быть не должно. Представители генерального подрядчика заверили, что без первичного медицинского освидетельствования людей на работу они не принимают, и 95 процентов сотрудников, которые будут работать вахтовым методом, являются гражданами России.
Правоохранительным органам, миграционной службе, местным властям, налоговикам важно знать контингент приезжих работников. Опыт строительства на железной дороге, когда выпрямлялся «царский палец», показал, что, отработав своё, часть приезжих растворялась в местном населении, иногда без следа. Списки вахтовиков, заверили представители подрядчика, будут подготовлены в августе. Сложнее — во всех отношениях — с субподрядными организациями.
К концу июня вырубка леса на территории района была завершена на 80–85 процентов, шла расчистка трассы. Активная же фаза работы начнётся в августе, сообщил Александр Лустин, хотя отдельные субподрядчики уже заезжают. Кстати, для района это должно обернуться благом, поскольку все фирмы обязаны зарегистрироваться в здешней налоговой инспекции. Подоходный налог пополнит наш особенно скудный в этом году бюджет. Список всех субподрядчиков тоже обещали сделать в августе (неоговорённый аспект: те, кто расчищают трассу, к августу вполне могут уже уехать).
Ради одной, зато скоростной
Многочисленные совещания по М‑11 в Новгороде под руководством губернатора или его заместителей всегда так или иначе касаются дорог. Областная дорожная сеть и без того на 70 с лишним процентов не соответствует нормам, а под колёсами большегрузов она вовсе приходит в негодность. Практически все региональные, районные и поселенческие дороги по своим техническим характеристикам изначально не приспособлены для интенсивной перевозки тяжёлых грузов. Поэтому вопросы обустройства, содержания, сохранности и восстановления автодорог, задействованных при строительстве скоростной автомагистрали, обсуждаются постоянно.
Перевозчикам вменено в обязанность получать разрешения (разумеется, платные) на перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Сложно пока понять, делает ли это хоть кто-нибудь. Во‑первых, автовесов на всю область имеется штук пять, а без них доказать перевес невозможно. Во‑вторых (с умыслом или случайно) затягивается процесс освидетельствования дорог, который должен был закончиться ещё в апреле. Без этого опять-таки как доказать, что дорогу разбили пришлые большегрузы, а не местный транспорт?
Со схемой дорог, которые будут активно задействованы в перевозках, к концу июня подрядчики и «Новгородавтодор» администрацию района ещё не ознакомили. На самом-то деле подъездов к будущей магистрали совсем немного: 4‑й километр дороги на Новгород (район полигона ТБО), дворищинское и карпиногорское направления. К августу субподрядчикам надо наглядно показать, отметил первый заместитель главы администрации района Александр Зайцев, какой дорогой и мостом они будут пользоваться и за что отвечать. Вопрос содержания крайне важен, ведь по этим же участкам идёт общественный и частный транспорт, школьные автобусы, ездят машины специальных служб. Александр Лустин пообещал, что к середине июля основные схемы движения по району будут-таки разработаны.
В Бургинском поселении местные жители и дачники уже почувствовали (пока ещё лёгкий) «вкус» большой стройки. Горожанам это предстоит уже очень скоро. Дело в том, что материалы для строительства будут поступать по рельсам. Планируется задействовать два тупика по обе стороны железной дороги. Таким образом, тяжёлый транспорт круглосуточно пойдёт по городу и в направлении Новгорода, и в направлении Бурги. Вишера спланирована так, что улиц Полевой, Набережной, Новгородской, Германа Титова, Гоголя, Революции и ряда других чаша сия не минует — объехать их просто невозможно. Что это такое, горожане пока представляют с трудом, зато отлично помнят жители Веребья. Во времена всё того же «пальца» деревня тонула в клубах пыли, старенькие домишки трещали от постоянной вибрации, машины и люди толклись на одном узком пространстве не приспособленных к интенсивному движению дорог. Сейчас подобное происходит, например, в окуловской Боровёнке. Плюс постоянный шум. Такова, к сожалению, цена стройки федерального значения, и к этому придётся как-то приспосабливаться.
Опубликовано в газете 18 июля