Не раз в нашей газете мы писали о проблемах малокомплектных сельских школ, пытались докопаться до сути вещей, задавались вопросом: почему сегодня, в 21 веке, само существование сельских школ ставится под сомнение? Есть ли у них будущее?
Ещё лет двадцать назад такого вопроса не стояло, хотя трудности, безусловно, были и тогда. Теперь уже для всех очевидно: не будет на селе школы, не будет и села. И наоборот: школе не выжить, если село не будет развиваться. Процессы эти взаимосвязаны. Спасём село, тогда и у образовательных учреждений появится шанс. Об этом директора сельских школ, руководители комитетов образования семи районов области и представители законодательной власти говорили на встрече, инициатором которой выступила «Единая Россия». Разговор состоялся на базе Сырковской сельской школы Новгородского района на прошлой неделе.
Должны быть другие подходы
По мнению педагогов-прак-тиков, большая ошибка чиновников от образования заключается в том, что они сравнивают показатели работы сельских и городских школ. Например, результаты Единого государственного экзамена, которые на селе традиционно немного ниже. Но при этом почему-то не учитывается тот факт, что сельский учитель сегодня вынужден брать большую нагрузку, вести сразу несколько предметов. Ведь в малокомплектной школе заработная плата педагога зависит от наполняемости классов, а какая сейчас наполняемость в этих школах, мы знаем. Вот и получается, что учитель уже не узкий специалист, а многопрофильный. В пример привели Неболчскую школу, где учитель математики в неделю даёт 42 урока, а другой учитель вынужден вести сразу несколько предметов, чтобы набрать необходимую нагрузку. О каком качестве образования тогда мы говорим?
Но нам предлагают посмотреть на ситуацию с другой стороны и говорят о том, что детей мало, они практически на индивидуальном обучении, что эти дети должны быть отличниками. Конечно, в городских школах нет возможности столько внимания уделять каждому ученику. Но дети-то разные. Все мы прекрасно понимаем, что сельские ребятишки от своих городских сверстников отличаются. Да, они, наверное, и добрее, и дружнее, но, к сожалению, часто основу класса составляют явно слабые ребята. А их, согласитесь, научить гораздо труднее. И мы не знаем, какие усилия должен приложить сельский учитель, чтобы вытянуть этих ребят на высокий балл. Да и сама система ЕГЭ объективной оценкой знаний не является. Это признали даже те, кто активно эту систему продвигал. Всё-таки тесты по отдельным предметам – это далеко не весь курс средней школы. Но это отдельный разговор.
Кадры решают всё
С кадрами ситуация очень сложная и на селе, и в городе. Тут как раз проблемы общие. Но если в городские школы выпускники педагогических вузов всё-таки приходят, то в сельской местности никто из них жить и работать не хочет. Нет пока и поддержки со стороны государства. Если молодой врач получает подъёмные в один миллион рублей и ведомственное жильё в рамках областной целевой программы, то педагоги в этом смысле обделены. Их и так на деревню калачом не заманишь, да ещё и стимула никакого.
Но, по мнению председателя департамента образования, науки и молодёжной политики области Анатолия Осипова, дело даже не в этом. Чего греха таить, жизнь на селе хотелось бы изменить к лучшему во всех отношениях. Солидарна с ним и председатель областной Думы Елена Писарева: надо развернуться к селу. Должна быть единая программа развития сельских территорий. Ей вторит председатель комитета образования Чудовского района Светлана Васильева: если на селе будут работать сельскохозяйственные предприятия, а профессия агрария будет востребована, тогда нужна будет и школа. Проблемы села надо решать в комплексе.
На все руки от скуки
Именно так с иронией и горечью о своих обязанностях и о специфике своей работы говорят директора сельских школ. Руководитель образовательного учреждения сталкивается с множеством проблем, зачастую к образовательному процессу не имеющих прямого отношения. В ситуации, когда штат сокращён до минимума, директор вынужден брать многое на себя, например, ремонт. Типовые здания сельских школ построены в основном до перестройки. Это значит, что была принята соответствующая программа, за что спасибо надо сказать нашим предшественникам. Но сколько лет с тех пор прошло! И когда в последний раз их капитально ремонтировали? Нет в школах нужных специалистов по обслуживанию, всё тяжким бременем легло на плечи директоров, по большей части – на хрупкие женские плечи.
Лучшие дороги для школьных автобусов!
Вопрос качества образования на селе напрямую зависит от качества дорог. Вы удивитесь, но это так. Не все сельские школы смогли выжить. Те, которые потеряли большое количество учеников, признаны нерентабельными и закрыты. Дети вынуждены ездить в другие образовательные учреждения. Их развозят школьные автобусы. А дороги наши, особенно в сельской местности, от идеала пока очень далеки. Во-первых, это опасно, а во-вторых, у этих деток нет возможности остаться после уроков, чтобы подтянуться по предметам к тому же ЕГЭ, их пребывание в школе регламентировано расписанием школьного автобуса. Поэтому понятно, что одним из приоритетов областной политики в сфере образования сегодня является повышение качества дорог.
Трудовое обучение, которое мы почти потеряли
Говорю почти, потому что, к счастью, где-то удалось сохранить приусадебные участки и школьные мастерские. На селе всегда большое внимание уделяли урокам труда, да и не только на селе. Трудовое обучение и образовательный процесс шли рука об руку. И все от этого только выигрывали. Дети с детства в условиях школы приучались к труду, получали первичные профессиональные навыки. И школе подспорье, ведь это ещё и возможность заработать. Сегодня вновь заговорили о школьных комбинатах, о вовлечении ребят в трудовое обучение. Ведь, что греха таить, рабочие профессии не востребованы молодёжью, а руки рабочие по-прежнему нужны. Не могут все быть экономистами и юристами. Кто-то должен работать на производстве и в сельском хозяйстве.
В тандеме с властью
По общему мнению педагогов, в последние годы наблюдается негативная тенденция: главы сельских поселений отдаляются от школ. Не допроситься, не достучаться – говорят руководители. А раньше работали в тесном контакте. Но и здесь есть свои исключения и положительные примеры, и опыт этот надо изучать.
Разговор получился интересный, общение – живое, люди собрались неравнодушные. Сейчас в областном центре проходят аналогичные встречи в сферах АПК и здравоохранения. Их цель – выработать стратегию развития села. 19 июля в областном центре состоится форум «Единой России», на котором и будет выработана эта общая стратегия. Проблемы есть, надо искать пути их решения. Малокомплектные школы требуют особого внимания со стороны государства. И то, что об этом стали говорить, хороший знак.
Светлана ЩЁГОЛЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 17 июля