История церкви Успения Богородицы, что в Молочково, восходит к 15 веку, когда оплотом духовности всей округи был Шкнятинский монастырь.
А сама деревня Молочково якобы и образована была вокруг хозяйства монастыря, где держали коров. У Шкнятина-то лугов таких нет, высоко над рекой и почвы для трав бедны. Да и отправлять молоко и молочные продукты было удобнее по реке, подход к которой в Молочково был гораздо удобнее, чем у подножия шкнятинской кручи.
В писцовых книгах Шелонской пятины за 1539 год упоминается "церковь Успения Пречистые с игуменом Корнилием". Более подробно еще можно прочесть: “Деревня Молочково, церковь Успение Пречистые: двор игумен Корнилей, двор диак Захар, двор сторож Тимошка, двор проскурница Настасья». А мы знаем, что центр прихода в нашей местности традиционно составляли церковь, часовня на окраине села и почитаемый источник.
Таким образом, не исключено, что уже в 16 веке, в том самом месте, где сейчас стоит и ныне существующая церковь Успения Богородицы, находился монастырь. Церковь Успения Богородицы в том виде, который существует ныне, была построена примерно в 1815 году. Как и сейчас, она стояла у погоста.. И уже тогда в летописи указывалось, что метрах в 200 к юго-востоку от церкви, под горою, недалеко от речки Мелец, стоит деревянная, крестообразная в основании часовня, внутри которой находится колодец, заключенный в деревянный сруб.
Само по себе существование родника, который молва наделяет чудодейственными свойствами, для нашей местности вовсе не исключение. Лет сто назад почитаемые источники были практически в каждой деревне, а в некоторых и не по одному. По району их насчитывалось несколько десятков. Колодец в Молочково, в отличие от многих, считается чудотворным, а находящаяся в нем вода – целебною. Почитание колодца церковной летописью объясняется тем, что на нем явилась икона Успения Пресвятой Богородицы. О том, что икона «явленная», знает все население Молочкова и ближайших деревень, упоминают также и о том, что она «явилась» на месте колодца, поэтому вода и обладает целебными свойствами, исцеляет от многих недугов, снимает сглаз, придает силы ослабленным болезнями старикам.
К часовне раньше совершались крестные ходы в Успение и в Вознесение, в ней же находились несколько икон, среди которых были иконы Успения, Вознесения и Живоносного источника. Сюда же приносили свои старые «намоленные» иконы жители Молочково и других деревень, либо оставшиеся без хозяина, если кто-то умирал.
История самой «явленной» иконы удивительна и полна тайн. Как рассказал Виктор Харчевин, староста Молочковской церкви, некоторое время назад в Молочковскую церковь обратились родственники усопшей жительницы одной из окрестных деревень, прихожанки церкви. Они принесли старинную икону Успения и передали просьбу умершей родственницы: обязательно вернуть (не отдать, не подарить, а именно – вернуть) икону в Молочковскую церковь. Сказать с точностью, что это та самая «явленная» икона, было бы слишком смело, да и доказательств мало. Но те, кто принес ее, поведали, что эта икона пережила с местными жителями все военные невзгоды, ее тщательно оберегали «в окопах», где сами прятались от фашистов.
И никто не сомневается, что икона – чудотворная. В деревне говорили, что одной женщине, у которой была бесноватая дочь, незадолго до войны было «видение». Она привела больную девушку в храм, молилась истово перед этой иконой, как велено было в «видении», и дочка исцелилась.
Служители этой церкви давно заметили, что сюда тянутся люди с душевными проблемами, истово молятся, ищут успокоения и тишины. И обретают то, чего им недостает – мир в душе, покой в мыслях.
Интересны свидетельства, собранные краеведами, о целебности воды в источнике. Одна из жительниц рассказала, что во время прополки картошки то ли повредила глаз, то ли попало в него что-то, только он совсем закрылся. Врачи в городе сказали, что нужно делать операцию и назначили время – через несколько месяцев, осенью. И тогда женщина сама себе пообещала (дала завет), что в Успение Божией Матери обязательно пойдет в церковь. Вот что бы ни случилось, хоть камни с неба, а пойдет! Пришла, а там батюшка воду освящает. Он ей с креста в ладошку водички покапал, промыла глазик, он через некоторое врем и открылся. Даже проглядывать им стала.
В начале прошлого века святой источник посещали не только местные жители, он был широко известен среди верующих других областей. До 1920-х годов на праздник Вознесения в Молочково даже организовывались ярмарки. Однако после войны по решению райисполкома часовня была закрыта, она быстро разрушилась, а источник был заброшен и запущен.
В 90-х годах прошлого века командиры воинских частей Солецкого гарнизона приняли решение возобновить древний обряд - смывать грехи в купели в праздник Богоявления. И уже в 2000 году поставили на почитаемом многие столетия святом ключе часовню-купальню, с купелью, удобным спуском к воде, снабженной перильцами лесенкой. Вновь построенная часовня была освящена 7 сентября 2002 года Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом во имя праведного воина Федора Ушакова.
На этот счет даже есть небольшой светский анекдот. Якобы когда военные выбирали святого покровителя восстановленной часовне и остановились на недавно канонизированном Федоре Ушакове, их спросили: почему именно он? «А потому, что пока еще нет святого авиатора», - был ответ.
Из многих солецких часовен у молочковской, пожалуй, на сегодняшний день самая позитивная история. Сейчас, когда возведенная в прошлом веке резная-ажурная часовенка износилась и потребовался ее ремонт, заинтересованные люди нашли средства не просто на ее восстановление, но и на строительство новой часовни на старом месте. Главное условие, стоящее перед строителями – сохранение места расположения и создание удобства для паломников.
Виктория БАХАР
Фото автора
Опубликовано в газете 17 июля