Узенькая и маленькая, длиной всего 310 метров и с населением 43 человека, улица Черепанова на Ильинской стороне города имеет свою биографию, с чем-то схожую с другими, и в тоже время — необычную.
Для тех, кто не знает, а что-то мне подсказывает, что таких людей в городе большинство, подскажу, что улица, по которой мы с вами, дорогой читатель, совершим нашу прогулку, находится на южной окраине Холма и названа так в честь Героя Советского Союза Корнелия Черепанова. Одна из самых молодых улиц появилась на карте города под таким названием в начале этого века. Тогда-то она и стала, как единое целое в границах городского поселения. Дело в том, что часть домов, с которых идёт их отсчёт, в недавнем прошлом относились к улице П. Калитина. В другом же конце сегодняшние жители имели прописку по улице Роговской. Вот и получилось, что «черепановцы», как в шутку называют себя проживающие в этом микрорайоне, вправе сказать, что на улицах Калитина и Роговской они, как соседи, не чужие…
Партизаном он не был…
Пройдя из конца в конец этой улицы, вы нигде не увидите таблички, указывающей на то, что она носит имя Героя Советского Союза. Напрасно будете искать и мемориальную доску на угловых домах. Черепанова — и всё. Это удивило и озадачило, зная, что к другим героям, в честь которых названы улицы города, почтение у нас подобающее. (Павла Калитина, к примеру, увековечили в камне, и мемориальную доску прикрепили на видном месте).
Не меньшее удивление вызвали у меня и ответы жителей улицы на вопрос, что они знают о Черепанове. Один мужчина сказал, что он, наверно, партизан какой-то известный. Другой, поразмыслив, вспомнил, что Черепанов — командир Красной Армии. Но задал встречный вопрос, какое отношение он к Холму имеет? Молодая женщина честно призналась, что даже не задумывалась, чьё имя носит их улица. И, чувствуя неловкость, пообещала зайти в Интернет, чтобы узнать о Герое Советского Союза Черепанове.
Кстати, об этом военноначальнике, во время Великой Отечественной и советско-японской войн командовавшим дивизиями, можно получить подробную информацию в районном музее и районной библиотеке. Его биография достойна уважения.
Родился в крестьянской семье в Иркутской области. Накануне Великой Отечественной войны капитан Черепанов проходил службу на Дальнем Востоке в 26‑й Златоустовской Краснознамённой дивизии. Осенью 1941 года дивизия была переброшена на Северо-Западный фронт и вошла в состав 11‑й армии. В тяжёлых боях с превосходящими силами противника Корнелий Георгиевич проявил свои полководческие способности и весной 1942 года возглавил 312‑й стрелковый полк той же дивизии.
С 23 февраля 1943 года — командир 26‑й стрелковой дивизии. В январе 1944 года дивизия полковника Черепанова получила приказ передать оборону под Старой Руссой другой дивизии и скрытно сосредоточиться на подступах к городу Холму. От Старой Руссы до Холма около 100 километров. 26‑я дивизия шла по бездорожью — и только по ночам, чтобы занять оборонительный рубеж северо-восточнее города. 312‑й Новгородский полк занял позиции на высоком берегу реки Ловати. Решающие бои начались 16 февраля 1944 года. Противник упорно сопротивлялся. На рассвете 21 февраля после артподготовки наши бойцы ворвались в город и освободили его от оккупантов. 26‑я дивизия за освобождение города Холма Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Суворова 2‑й степени.
Осенью 1944 года полковник Черепанов назначен командиром 263‑й стрелковой дивизии. В ходе Кенигсбергской наступательной операции она участвовала в штурме Кенигсберга (сейчас — Калининград). По окончании Великой Отечественной войны генерал-майор Черепанов был направлен на Дальний Восток и назначен командиром 300‑й стрелковой дивизии. Во время советско-японской войны дивизия действовала в составе 1‑й Краснознамённой армии, наступая на главном направлении. В боях за город Муданьдзян К. Г. Черепанов в результате тяжёлого ранения потерял руку.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 гола за умелое командование стрелковыми дивизиями, образцовое выполнение боевых заданий в борьбе с японскими милитаристами и проявленное при этом мужество и героизм, генерал-майору Корнелию Георгиевичу Черепанову присвоено звание Героя Советского Союза. Он также трижды кавалер орденов Ленина, Красного Знамени и Красной звезды, четырежды — ордена Отечественной войны, награждён орденом Жукова и 14 медалями.
После окончания войны и до 1953 года продолжал службу в Вооружённых Силах СССР, затем находился в запасе, жил в Москве, работал в ВАСХНИЛе. Умер 30 января 1999 года в возрасте 93 лет.
Вдовий уголок
Ширина улица Черепанова такова, что впору только двум автомобилям разъехаться. Любопытно, что здесь нет сточной канавы, да и с зелёными насаждениями не густо. Деревьев практически нет. Разве что растут две аккуратно постриженных рябины и куст сирени у одного из домов и каштан у следующего дома, принадлежащего Светлане Ивановой. Хозяйка о чём-то тихо беседовала на скамейке у забора с соседкой Ниной Васильевой с улицы Роговской. Женщины поделились, что в этом уголке города — настоящая благодать. Тихо и уютно, жить бы да радоваться. Так оно и было, пока не свалилось на их семьи горе. За короткий срок преждевременно ушли из жизни их мужья. А ещё раньше овдовели тоже несколько соседок.
— Теперь тут у нас настоящий вдовий уголок. Хороших домов много, а жить в них некому, — Нина Васильева не сдерживала слёз: её муж Николай умер в прошлом месяце, до сих пор места себе не находит от горя.
Немного успокоившись, соседки пояснили, что есть тут и молодые семьи, в которых по 2–3 ребёнка растёт. Дети играют на улице с грунтовым покрытием чуть ли не на проезжей части. Хорошо, что на машинах сами же родители и ездят. У многих грузовой и легковой транспорт стоит под окнами: парковать больше негде. Непорядок. Неудобно. Но с этим мирятся. Соседи живут дружно и мирно. То, что у ребят нет игровой площадки, родителей тревожит. Вот у супругов Виктора и Жанны Лелютиных двое детей. Во дворе дома есть всё для их забав, но разве сын и дочка усидят за забором, когда тянет на улицу. Лелютины надеются, что поблизости на Роговской всё же появится детская игровая площадка. Готовы, как и все их соседи, участвовать в её строительстве.
— Мы и дорогу всем миром строили. Столько песка сюда вбухано, чтобы улица стала благоустроенной. А раньше тут машины вязли, — заметили соседи Виктор Лелютин и Юрий Миронов. Они поселились на этой улице, когда она уже стала носить имя Героя. Юрий — отец многодетной семьи. Но его семья не единственная, у кого трое детей. У супругов Александра и Яны Алексеевых столько же. И самый юный житель улицы восьмимесячный Саша из этой молодой семьи.
Цветёт и благоухает
Одни из старожилов улицы, (не по возрасту), — Владимир и Нина Наумовы. Семья поселились в доме, построенном «Межсовхозлесом», 34 года назад, когда ещё была улицей Калитина. Дотошный до всего Владимир Михайлович не перестаёт удивляться, как это архитекторы умудрились спланировать на ней такую узкую дорогу? С соседями через дорогу можно разговаривать, не выходя из дома, приоткрыв окно. Владимир и Нина — словоохотливые и доброжелательные люди. Рассказали обо всех жителях небольшой улицы, вспомнили, кто поселился здесь в числе первых, кто позднее. Не забыли упомянуть и о самом известном бывшем соседе Николае Иванькове. Николай Степанович был главным лесничим гослесхоза, потом председателем райисполкома. Из Холма перевели на работу в комитет по лесному хозяйству и лесной промышленности Новгородской области, а потом и заместителем губернатора стал. Жаль, карьера дальше у него не сложилась.
— У нас есть и старые двухквартирные дома, и дома индивидуальной застройки. Красивые, современные. Вот у Сергея Донца жильё в трёх измерениях воздвигнуто. У других молодых хозяев не такой размах, но дома как картинки. Мы по-стариковски тоже своё гнёздышко не спеша обустраиваем. В прошлом году крышу новую «под черепицу» поставили. Есть и другие задумки, как обновить жильё, построенное в 1985 году, — рассказывает Наумов.
Его жена Нина страстный цветовод-любитель. Не напрасно в огороде часами копается. С ранней весны и до поздней осени такая там красота. Всем прохожим сквозь сетку забора охота глянуть, как там всё цветёт и благоухает. Цветов — море. Хозяйка сбилась их названия перечислять. Ребятишек же в восторг приводят изумительные рукотворные белочки, которые как живые облепили ствол дерева. Поодаль привлекают внимание две громадные лягушки: под зонтом «восседают» на подвешенном сиденье.
Чудесный сад Наумовых — не единственный на улице. По-хорошему можно позавидовать фантазии семьи Лелютиных, с просторного и яркого двора которых не хочется уходить. Но кого-то, похоже, быт так заел, что безразлично, как вдоль покосившегося забора, удерживаемого подпорками, растёт бурьян. И это сразу бросается в глаза при повороте на Черепанова с улицы Калитина. На другом конце улица резко обрывается. При желании по идущей дальше колее можно выехать на дорогу, что идёт вдоль кладбища в сторону местечка Медово. Из окон этих домов можно любоваться куполами церкви Тихвинской иконы божьей Матери, слушать мелодичный звон колоколов этого храма.
— Вы переехали бы отсюда в другую часть города, если бы была возможность, — спросил я у нескольких жильцов.
Ответ был схожий: «Никогда. Нам здесь нравится. И свою улицу на другой адрес не променяем».
Сергей ЦВЕТКОВ
Фото автора
Опубликовано в газете 25 июля