Грустные истории со счастливым концом
Если мы говорим «собачья жизнь», то нам обычно не до собак. Мы рассуждаем о том, что жалеть надо в первую очередь людей. А всех ведь не пожалеешь. Вздыхаем. Уходим или проходим. От темы или мимо. Но мы не все такие.
Сбитый щенок лежал у трассы два дня. Мимо проносились машина за машиной, собачка не могла сдвинуться с места — сломаны лапы. Она уже почти перестала приподымать морду, почти равнодушная и неподвижная. Еще немного, это могли быть часы, а может, сутки-другие, и... Кто не видел мертвых собак или кошек у дорог или на дорогах? И вдруг...
Сигнал пришел через Интернет — сообщение на страничку «В контакте» группы «Помощь бездомным животным — Старая Русса, Парфино». О дальнейшем можно прочесть на сайте. Активисты отправились за пострадавшей у деревни Филатово на такси, причем с них не взяли платы. Привезли щенка в ветлечебницу, но старорусские врачи сказали, что нужна операция, мол, в Новгороде смогут ее сделать, а мы — нет. Нашли транспорт, отвезли в областной центр. Собрали деньги на операцию с реабилитацией. Дана пролежала в стационаре полмесяца. Собственно, за это время ей и придумали имя — как без имени? Делились новостями о ее самочувствии, следили, как она идет на поправку, радовались ее первым шагам...
Теперь она в семье. Хозяев ей тоже подыскивали общественники. Окрепла, подросла. Никаких спиц, гипсов, повязок. Красивая, очень подвижная — как-никак гончая. Живет полноценной собачьей жизнью. В лучшем смысле этого слова.
Бедная Люська
Антон НИКОЛАЕВ состоит в группе добровольных помощников бездомным животным примерно год. Нашел страничку «В контакте», тут же вышел на связь.
— Тогда там несколько энтузиастов было, а теперь — более шестисот, — рассказывает он. — В основном участники группы оказывают преимущественно информационную и моральную поддержку, что тоже немаловажно. Тех, кто готов взять найденышей к себе домой на то время, пока мы подыскиваем хозяев, немного: Елизавета Жмак, Елена Сердюк... Сотрудничаем с новгородскими коллегами из «Спасения» и «Второго шанса», они не раз уже помогали нам, все-таки у них — налаженные связи с ветслужбами. Старорусские врачи тоже помогают чем могут. Например, доктор Андрей Яковлев предоставляет нашим четвероногим пациентам скидки.
И все же, как считает Антон, «результаты есть, но скромные». Почему?
— Потому что проблема масштабнее наших возможностей. Когда мы придем от энтузиазма одиночек к системе государственной поддержки? Приют для бездомных животных, лечение, стерилизация... Как это делается в развитых странах. Пока это всего лишь мечты. А реальность — суровая, нередко просто жестокая.
Люська так пострадала от людей, что пришлось вправлять челюсть, а глаз и вовсе удалять. Это — весенний случай. А вот совсем недавний, летний. По улице бежала собачка размером с болонку. Вид у крохи был жуткий, пугающий: вся в крови, голова болтается, будто вот-вот отвалится. Потом выяснилось, что кто-то пытался перерезать ей горло.
— Когда нам сообщили о собачке, мы отправились на поиски, — продолжает Антон. — Нам с нею повезло: быстро нашли, поймали, ветеринар, обнаружив, что артерия не повреждена, зашил огромную рану. У этой собачки сейчас тоже есть дом и любящие хозяева.
Лететь с одним крылом
Одни калечат, другие лечат. У следующей истории — ни усов, ни хвоста, но зато какое оперение!
Рушане приметили на прудах лебедя, судя по всему, попавшего в беду. Он явно не мог взлететь над водой, одно крыло будто не слушается его. Поскольку сам не пойдет к доктору, надо отвести. Можно сказать, что на этот раз вопрос решался в верхах. На помощь лебедю, чья судьба так взволновала горожан, отрядили охотников. Не без труда они его отловили. Птицу доставили к новгородским ветеринарам. Вердикт был неутешительным: поврежденное крыло уже не заживет, надо ампутировать.
В городе оперативно собрали средства на оплату услуг клиники и дальнейшее лечение.
— Мы в библиотеке тоже подключились, и читатели откликнулись, — говорит Наталья АРТАМОНОВА. — Четыре с половиной тысячи рублей собрали, правда, ни наши деньги, ни другие пожертвования клиника не взяла. Зато они были переданы Николо-Косинскому монастырю на содержание лебедей.
У монастыря, расположенного близ города, есть пруд. И там уже жила пара лебедей. Только черных. Как подселить к ним белого страдальца? Наверняка черный самец в порыве ревности накинется на пришлого холостяка-инвалида.
Словом, охотникам снова пришлось засучить рукава. Еще и специалисты МЧС пришли к нам на подмогу. Требовалось изловить подругу однокрылого лебедя. Операция длилась часа три, но завершилась успешно.
В монастырском пруду если не полная черно-белая идиллия, то, по крайней мере, межсемейный лебединый лад. «Супруге» белого лебедя на всякий случай подрезали крылья. Может, и зря. Никто не видел, чтобы она хотя бы попыталась улететь. Все-таки верность не зря называют лебединой.
Появление новой пары (а кроме лебедей, тут в отдельном вольере живут еще и павы) не осталось незамеченным. Во всяком случае, если не паломников, то просто желающих побывать за монастырскими вратами стало больше.
Оглянись
Лебединая история — отдельная, не со странички Антона Николаева и его друзей. И это здорово, что есть и другие люди, также неравнодушные к бедам братьев наших меньших.
Антон держит обыкновенную дворняжку. Нетрудно догадаться, что его пес когда-то был лохматым и грязным бродяжкой.
— Кто-то платит немалые деньги, покупает животных престижных пород. Зачем? Не понимаю. Для меня мой пес ничем не хуже. Умный. Добрый. И у моих товарищей — такие же. Оглянитесь, может, где-то рядом еще один и выразительно смотрит на вас. Вряд ли вы найдете более благодарного друга, чем он.
— Честно говоря, — заключает Антон, — я не умею агитировать. И в Интернете мы не ведем какой-то специальной рекламной кампании. Кого призывать и как? Нас самих никто не призывал. Просто мы считаем, что должны им помочь. И я пока не вижу, чтобы их таких, очень нуждающихся в нашем внимании, становилось меньше. Как ни печально...
Василий ДУБОВСКИЙ
Фото Юрия КРАСАВИНА
и «В контакте»
Опубликовано в газете 23 июля