Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Временная пристань

Подавляющее большинство постояльцев детского приюта — это ребята, которых родители не в состоянии прокормить

Осенью социальный приют для несовершеннолетних «Радость» отметит 20-летие. Как говорят сотрудники, за эти годы не один раз учреждение меняло учредителя — то районная администрация, то региональная, то как самостоятельное учреждение приют действовал, то как подразделение другого. Вот и сейчас идет очередная реорганизация. Но неизменной остается основная задача: всесторонняя помощь детям от трех до 18 лет, в семьях которых что-то не заладилось.

Ни минуты покоя   
Летом застать воспитанников заведения непросто — каникулы все же! Каждый день расписан с утра до вечера: длительные прогулки на свежем воздухе, походы в спортзал, в развлекательный центр, в парк на аттракционы.

В день моего приезда 15 подопечных приюта дружной гурьбой после завтрака вывалили на улицу и, чтобы не скучать в ожидании микроавтобуса, который отвезет в кино, оседлали качели да лазалки на площадке. Проворонивший, когда все остальные спустились вниз, мальчуган лет семи выскочил из спальни и кинулся к выходу, но затормозил у кухни. Сунул голову в дверь, спросил, что будет на обед. «Суп, котлеты с картошкой, сок», — улыбнувшись, отрапортовала повар, привычная к таким расспросам. Увидев меня, протараторил: «Здрасьте, я — Коля. А вы к нам по делам, в гости или насовсем?». И не дожидаясь ответа, побежал дальше.

— Заметили, как Коля сказал, — «к нам». Многие наши воспитанники, когда поживут здесь месяц-два, приют домом начинают называть, — говорит заместитель директора социального заведения Наталья ФЕДОТОВА. —  Учреждение рассчитано на пятнадцать человек. И за все двадцать лет работы комнаты никогда не пустовали. Чаще девочки нашими постояльцами становятся. Что касается возраста, то больше дошколят и младших школьников. Нередко из неполных семей к нам попадают ребятишки.

Специалисты приюта утверждают, что одной из основных причин, по которым несовершеннолетние оказываются в госучреждении, является невозможность родителей содержать своих детей: доходы на каждого домочадца ниже прожиточного минимума. И к сожалению, за годы работы приюта данное основание для временного размещения здесь ребят очень часто встречается в официальных бумагах. Как говорят эксперты, взрослым, особенно живущим в селах Старорусского района, нелегко найти себе дело. Однако из собственных наблюдений социальные работники делают вывод, что некоторые деревенские уже даже и не стремятся трудоустраиваться. Перебиваются чем-то, а когда совсем тяжко становится, приезжают в приют и самолично пишут заявления на определение своих малышей в казенный дом.

— У нас нынче за первое полугодие по заявлениям мам 16 ребятишек были приняты. Для сравнения: по рапорту полиции — четыре, по личному обращению несовершеннолетних — двое, — приводит данные статистики Федотова. — И еще, все больше в районе выявляется семей, в которых неблагополучная ситуация.

В приюте говорят, что как только ребенок попадает к ним, тут же начинается совместная с органами опеки, представителями администраций поселений, на территории которых семья живет, работа над тем, чтобы в доме несовершеннолетнего все нормализовалось. Содействуют в поиске  трудового места, психологи помогают зачастую потерявшим веру в себя людям вновь обрести уверенность и стремление жить полноценно.

Социальные работники берут на себя патронат таких семей.

— Мы стараемся исправить положение в семьях в течение полугода. Это удается, если родители хотят измениться. Если же нет, то решается вопрос о лишении их прав на воспитание детей, и тогда ребятам подыскиваются потенциальные приемные родители. Надо заметить, в последние годы долго не приходится искать желающих  принять в свой дом непосед, оставшихся без попечения. В сиротские учреждения мы, конечно, тоже отправляем ребят, но не так много, как лет 10–15 назад. Вот и сейчас готовимся переселить к приемным родителям мальчика и девочку — они уже жили в замещающей семье, но опекун умер. Другую супружескую пару, готовую принять подростков, нашли быстро, и ребята дали согласие на переезд в новый дом.

Дошкольники в учебном классе учрежденияДорогое удовольствие
Сомнений в том, что такие социальные учреждения, как старорусский приют, необходимы, не возникает. Однако не утихают споры по поводу того, как много подобных казенных домов должно быть: в каждом районном центре или, может, достаточно одного приюта на регион?

В старорусском заведении на 15 воспитанников приходится 18 работников — это и воспитатели, и психологи, и технический персонал. Текучки кадров, по утверждению заместителя директора, нет. Все педагоги с большим опытом работы. Дети в учреждении находятся на полном гособеспечении — пятиразовое питание, проживание, обучение, одежда, обувь и прочее, прочее. В месяц на содержание одного несовершеннолетнего тратится порядка 30 тыс. рублей! Согласитесь, приличная сумма.

Так не лучше ли эти деньги передавать непосредственно семьям, у которых возникают финансовые трудности, вместо того чтобы обеспечивать круглогодичную работу целому учреждению?

— Да, по этому вопросу в соцсетях идут споры. И мнения разные высказываются, — рассуждает Наталья Федотова. — Отчасти я согласна с предложением средства семьям переводить. Но не всем. Для одних сам факт того, что малышей забрали, является страшным ударом, и они готовы на все, чтобы как можно быстрее вернуть детей. Другие же сами приходят и пишут заявление на передачу нам своих ребят. Некоторые даже не скрывают, что хоть и на полгода, но освободились от родительских обязанностей. Причем есть отдельные мамы, которые уже за правило взяли в приют детей привозить. Поэтому мы и не удивляемся, когда мальчишки и девчонки «Радость» домом называют. А вот с тем, что приютов не должно быть много, пожалуй, соглашусь без оговорок, поскольку есть муниципалитеты, в которых численность детского населения небольшая, и держать там учреждение в отдельном помещении со штатом работников не имеет смысла.

По данным регионального департамента труда и социальной защиты, в Новгородской области процесс оптимизации организаций идет. Так, «Радость» к началу сентября потеряет статус юридического лица и станет структурным подразделением Старорусского центра социальной помощи семье и детям. Что даст реструктуризация? Экономию средств за счет сокращения управленческих кадров и бухгалтеров.

*   *   *

Но задачи и цели приют не поменяет. Как и прежде, будет принимать у себя попавших в беду детей, помогать их непутевым родителям, заботиться о ребятне, даря им ласку, любовь и радость…

 

Людмила ДАНИЛКИНА
Фото из архива учреждения

Опубликовано в газете 30 июля

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА