Снова хочется жить возле чистых родников и чистых в помыслах, добрых и трудолюбивых людей, что хранят милую землю.
Родник пробивается из холма, чистейшая, прозрачная и прохладная водичка стекает по лотку, вырубленному из ствола какой-то деревины. Она льётся, просачивается прямо из поросшего травой склона и, в конце концов, попадает в овражек под старинным мостом. Потоки коричневатой воды, сбегающие в низину с местных болот, направляются в грот, переливаясь через некрупные валуны. Место это окружают заросли жимолости, ясеня, клёнов — говорят, осенью здесь красотища неописуемая.
Пономарь звонил в колокола
К роднику, по пути в своё хозяйство, привёл нас местный фермер Виктор Резников. В нашей компании была заведующая Солецким МИКЦ по сельскому хозяйству Наталья Иванова, она поразилась красоте здешних непуганых мест первозданной природы, а вода из родника показалась ей настолько вкусной, что девушка намеревается наезжать сюда за ней с канистрами как можно чаще.
Мы спустились к источнику по каменно-земляной лестнице. Внизу сооружён деревянный мостик, к которому прилажены перила, чтобы можно было добраться до живой воды. Там два деревянных желобка, из которых, прямо как из-под крана, течёт живительная влага. Над одним прилажены иконы святого Николая и Спасителя, а над другим — Божией Матери.
Мы попили водички и спустились вниз, к гроту. Нынче воды здесь немного, и можно даже при желании залезть под мост. Красные-красные плоды жимолости — волчьи ягоды навевают думы о прошлом. Резников напомнил, что два века назад в Медведской волости были поселены карабинерные полки гренадерской дивизии. На месте нового села был лес, поэтому солдаты разместились в Старом Медведе. Виктор Степанович хорошо знает историю, так как сам служил в Медведской воинской части.
— Вокруг Медведя стали возникать солдатские посёлки, которые впоследствии дали жизнь многим современным деревням, в том числе и Щелино.
Из первого карабинерного полка было отобрано двенадцать солдат. После этого двенадцать пар перешли ручей, и на зелёной горе между двух ручьёв-щелей была построена деревня. Существует поверье, что щелинский родничок бьёт сейчас в память о первых здешних поселенцах.
В исторических источниках подробно описано, как военных солдат насильно превращали в солдат пахотных. Если же добровольцев на вечное поселение не оказывалось, то начальство само назначало кандидатов в женихи. Одновременно по гражданскому ведомству волостному старшине давалось указание обеспечить в такой-то день и час двенадцать молодых девок. Все собирались на небольшой площадке у приказа и там их женили. Офицер читал приказ о том, что якобы, по указу его Императорского величества… солдаты такие-то «пожелали» остаться на постоянное место жительства в Медведской волости и законным порядком обзавестись семьёй. Пономарь звонил в колокола. Вот так заселялись здешние места. Но сейчас они почти обезлюдели, и Виктор Степанович в Щелино, в котором осталось всего несколько дворов, единственный фермер.
Яма с лилиями
Хотя фермер он не какой-то выгоды или обогащения ради, а для того только, чтобы жила деревня, чтобы не зарастали поля, а люди не забывали, что в окрестных лесах — множество грибов и ягод. Только на днях его жена Светлана принесла из лесу целое ведёрко малины. А сколько там других лесных даров: черники, брусники и клюквы, и грибочков — на жарёху и на засолочку!
Перед тем, как посмотреть, что у Резникова есть в хозяйстве, мы побывали на сенокосных лугах, где сыновья Виктора заготавливали сено, и на речке, куда ходят купаться местные жители и дачники. На деревянном щелинском мосту собралась стайка пареньков, а издали на великах к ним на свиданку ехали девчушки. Как и прежде, в бабушкины времена, это любимое место встречи молодёжи. Мосты соединяют берега и судьбы. Не разрушайте мосты, берегите их, как храмы.
Дорога к речке Мшаге спускалась вниз по косогору. Туда ехал мужик на мотороллере и вёз на этих штуках снизу — крыльями они что ли называются, рыжую лохматую собаку. Она спокойно так сидела и наблюдала за дорогой, не обращая внимания на тарахтенье мотора. Будто каждый день купаться ездит.
Подошли к реке. Там врезалась в берег такая впадина, как заводь. Но Виктор Степанович сказал, что когда-то давно это была угольная яма, там жгли уголь, который потом использовали для отопления и разных хозяйственных нужд — может, самовары греть?
Яма глубокая — метра два или три. А по краям этой заводи, обочь места для купания с песчаным донышком, цветут белые лилии. Вы не представляете, какая красота! Наша спутница Наташа из Сольцов искупалась, а Наташа Гаврилова просто так походила босиком по водичке…
Буран и Бинтик
Возле дома фермера множество всякой техники, не новой, но рабочей. Сенные сараи, скотный двор с коровами и телятками и овчарня-козлятня. Возле них прячутся в теньке от жары овечка с совсем ещё крошечными ягнятами, телята, козочки. Одна красивая коричневенькая коза Манька подошла к нам. Людей здесь животные не боятся, они им интересны, особенно их карманы — вдруг там лежит что-нибудь вкусненькое? Но если у вас карманы пустые, то вы для козы никакого интереса не представляете. Мы «опростоволосились». И надо же было не захватить с собой хотя бы булки или печенья…
Кстати, маленький козлёнок Бинтик к отаре не подходит, он гуляет возле дома с собаками и кошкой. Бинтика так назвали, потому что у него болела ножка, и его, крошечку, взяли в дом люди и поили молоком из соски. Так он стал ручным всеобщим любимцем.
Гуляют под окнами и два молодых козла, Чук и Гек, и тёлочка подошла попить водички из большой бочки. Рядом ходит полуволк по кличке Буран, чудесная, вполне миролюбивая собака, хотя и волк наполовину. От этого Бурана у пастушки-таксы появились два симпатичных щенка. Мамаша сейчас заперта в доме, потому что опять загуляла, а сынишки выкатились откуда-то прямо нам под ноги и начали приглашать поиграть.
Виктор Степанович показал старый дом, который он, прежде всего, купил у старой 94-летней Авроры. Я не запомнила, бабуся была то ли финка, то ли шведка, и говорила с акцентом. А её умерший муж был местным и привёз её в Щелино давным-давно.
Теперь уже порядочно времени прошло, как не стало Авроры, а домишко всё стоит, как память. А рядом с ним — ульи с пчёлами, от которых исходит терпкий медовый запах. И яблок много на яблонях в саду, и крапива растёт, никому не мешает. Растёт, впрочем, где ей позволяют, а не там, где ей хочется.
Одна пчела всё же «тяпнула» меня за спину, а другая запуталась у нашей гостьи Натальи в волосах. И мы поспешили ретироваться.
Знаете, побывав в таком месте, забываешь совершенно о каких-то проблемах, личных и глобальных. Здесь так спокойно на душе становится — все мирно сосуществуют: коровы и куры, цыплята в сетчатом шалаше, козочки и собаки, овцы и перелётные птицы аисты, и сороки с галками и воробьями, которым есть чем здесь покормиться. И люди. Добрые, интересные люди с чистыми помыслами и открытой душой.
И снова хочется жить.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фото автора
Опубликовано в газете 1 августа