Ветхую двухэтажку постановили охранять законом
Пресс-служба УФССП России по Новгородской области не без гордости сообщила на днях о победе своих «младших братьев» из Старой Руссы: «Старорусские судебные приставы обеспечили оформление охранного обязательства на объект культурного наследия второй четверти XIX века — «Дом Вамелкиной».
Рискну предположить, что притулившийся на берегу Полисти рядом с «Новым» мостом (набережная генерала Штыкова, дом 13/2) особнячок с облупившимися стенами мало кто из рушан ассоциирует с «объектом культурного наследия». Да и фамилия Вамелкиных, широко известная в Новгородской губернии в XIX—XX веках, сегодня уже никому ничего не говорит.
Да, род Вамелкиных внесён в список потомственного дворянства Новгородской губернии без малого 200 лет назад — 16 сентября 1832 года. Но уточнение, что его, рода дворянского, основателем был коллежский асессор и уездный старорусский землемер Михаил Яковлевич Вамелкин, только улыбку вызовет. Дескать, жидковаты старорусские дворяне, пришедшие из землемеров.
В работе «Чиновник на службе в конце XVII — середине XIX веков» («Отечественные записки», № 2-2004) доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Любовь Писарькова пишет о «дворянах-землемерах»: «Годового жалованья в 120 рублей едва хватало на одежду и обувь; мундир для большинства гражданских служащих был роскошью. Чтобы выжить, многие из них были вынуждены служить лакеями, кучерами, сторожами, швейцарами, получая за эту работу больше, чем на государственной службе. Жалованье швейцара составляло 203 рубля, кучера — 401, лейб-лакея — 463 рубля, тогда как оклад канцелярского служителя министерства не превышал 200 рублей в год. К середине XIX века оклады чиновников заметно выросли, но повышение их было относительным. Так, если в 1806 году оклад в 600 рублей ассигнациями равнялся 438 серебряным рублям, то в 1829 году, повышенный до 1 200 рублей, он соответствовал только 320 рублям серебром, а в 1847 году — 343 серебряным рублям».
Добавлю, уездный землемер получал в первой четверти XIX века 300 рублей ассигнациями в год. При этом приличный стол (завтрак, обед, ужин) обходился в 192 рубля в год, прислуга (кухарка) — 60, одежда — 90, табак — 30… Да всё, хватит. То есть — не хватит жалованья дворянину из землемеров. Нужно идти в кучеры, чтобы «бомбить» по вечерам для прокормления семьи.
Тут я ничего не придумал. Просто взял из книги «Правительственный аппарат самодержавной России XIX века» (1978). Русский историк Петр Зайончковский (тоже доктор наук) эту статистику привел и сопроводил комментарием: «В XIX и начале XX в. условия материальной жизни основной массы чиновничества, за исключением высшей его группы, были крайне тяжелыми». Так что обитателям дома Вамелкиной на набережной не стоит завидовать канувшим в Лету хозяевам. Может быть, этот дом о двух этажах когда-то и был статусным. Но сегодня за него бьется только прокуратура, затеявшая гражданское дело в отношении администрации Старорусского района.
Вообще, в Руссе немало объектов, имеющих историческое и архитектурное значение. Поэтому правоохранительные органы уделяют особое внимание приведению в порядок необходимых документов», — отмечают судебные приставы в своем пресс-релизе. Дальше дело, как правило, не движется. Возьмите, к примеру, дом Меньшиковых на набережной Глебова (середина XIX века) или здание городского училища (в комплексе бывшей трикотажки, первая треть того же столетия) — тоже объекты наследия. Но слово «культурное» в этом определении явно лишнее.
Дому Вамелкиной «повезло». В середине июля соответствующие пакеты документов на него были приобщены судебными приставами к материалам исполнительного производства, а само оно окончено. О реставрации сразу ничего не говорили. А ведь не исключено, что именно в этом доме когда-то родился будущий Георгиевский кавалер и подполковник Евгений Вамелкин, который в 1913 году на свои кровные построил самолёт «Великий Новгород». Пусть это был не оригинальный воздушный корабль, а только улучшенная копия самолета «Фарман-IV» с двигателем в 50 лошадиных сил (как у мотоцикла «Урал»). Но ведь — своими руками вместе с механиком-столяром Новгородского отдела Всероссийского аэроклуба.
И, в принципе, спасибо приставам и прокурору! Если б не их внимание к «пакетам документов», мы так ничего и не знали бы.
Сергей ВЕТКИН
Фото из архива
«НВ Старая Русса»
Опубликовано в газете 6 августа