Светлана Мельникова, что живёт в деревне Село-Гора, как раз из тех, в чьём жизнелюбии и творчестве можно купаться, как в солнечных лучах
Она – директор сельского Дома культуры, энтузиаст и оптимист, собиратель и ценитель старины, человек богатый идеями, способный зажечь ими других, умеющий задуманное воплощать в лучшем виде. В деревне Светлану Дмитриевну уважают все, а глава Тёсово-Нетыльского поселения Николай Величанский называет её своей активной помощницей, говорит, побольше бы таких людей, жили бы тогда деревни гармонично и счастливо. Надо сказать, что Светлану Мельникову заочно знают все читатели нашей газеты. На страницах «Звезды» она не гость, а постоянный автор, который рассказывает о селогорских событиях и людях. Но одно дело знакомство заочное, другое – личное общение. Словом, на днях мы отправились в эту деревню и, забегая вперёд, скажу, что были очарованы и сельскими пейзажами, и радушием местных жителей.
В согласии с собой
Дом на улице Черепанова, где живут Светлана и её супруг Андрей, заметен издалека. Добротный, бревенчатый, окрашенный в цвет спелой рябины, с окошками, обрамлёнными резными наличниками, дом этот приятен взгляду и словно приглашает в гости. Такое же радостное, почти праздничное настроение царит и на приусадебном участке, где море цветов, декоративных зелёных растений. На грядках «хвалятся» своими круглыми боками кабачки разной масти, в теплицах наливаются соком помидоры, по- южному благоухают перцы. Любимое место хозяйки этого оазиса – у пруда, который здесь же, в саду-огороде, в окружении кудрявых ив. Как рассказала Светлана, она обожает посидеть на живописном бережке с удочкой. В водоёме ведь и караси, и лини водятся. Вообще всю эту красоту на окраине деревни, в болотистом местечке, которое называлось в давние времена Митрушихой, они с мужем создавали целых десять лет.
– Свои владения, как Петербург на болоте построили, – смеётся Светлана. – Мне захотелось, чтобы название Митрушиха не стёрлось в памяти, вот и запечатлела его на валуне, а валун поставила у ворот дома.
Тут же скажу, что Светлана Дмитриевна пишет историю Село-Горы, кропотливо собирает и публикует на страничке в соцсетях краеведческий материал. Она использует архивные данные, воспоминания старожилов. Теперь селогорцы знают, что представляла собой здешняя школа, церковь, пекарня, маслозавод, какие люди тут жили, на каком диалекте разговаривали...
– Хочу, чтобы мои земляки гордились своей деревней, любили её, как и я в своё время полюбила.
Светлана пояснила, что приехала в Село-Гору 30 лет назад из Старорусского района, где работала библиотекарем после окончания Новгородского культурно-просветительного училища. Здесь замуж вышла, трёх дочерей вырастила. Жили с супругом поначалу в неблагоустроенной квартире двухэтажки. И, конечно, мечтали о собственном доме.
– Перво-наперво задумали построить баню, – рассказывает моя новая знакомая. – Надо же было где-то мыться, ведь в квартире горячей воды не было. Время непростое – начало 90-х. Я работала на ферме телятницей, а муж – на опреснительной станции. Кормились, что называется, с огорода. Где урожай хранить? Так появился погреб. Потом купили корову, а, значит, понадобился сарай. И как-то всё само собой сложилось. Не хватало только дома. А тогда тем, кто хотел строиться, бесплатно давали сто кубов леса. Вот они в дело и пошли. Вдвоём мы с Андреем поставили фундамент, выводя уровень при помощи двух пластиковых бутылок и резинового шланга. Бетонные блоки укладывали лебёдкой. Односельчане даже посмеивались. Но вот вы видите результат. Всё сделали так, как хотели. Печь, главное, грамотно установили. На Руси ведь всё – от печки. Конечно, в этом огромная заслуга мужа. Без хорошего мужика добротный дом не построишь. Словом, живу я теперь в гармонии и с собой, и с природой.
Там, где был бурелом
После экскурсии по цветущему саду мы со Светланой направились осматривать местные достопримечательности. И первая из них – часовенка, которая строилась пять лет, в основном, на средства местных жителей и при участии спонсоров, которые помогали этому начинанию, кто деньгами, кто строительным материалом.
А вот началась и церковная ограда. За ней территория церковного кладбища. Самой церкви Покрова Пресвятой Богородицы уже нет. Она была построена в 1799 году, горела несколько раз. Последний пожар в 1943 году окончательно её разрушил. Ворота, правда, остались.
– Мне думается, что стояла церковь на одной из пяти гор – Поповой. Сейчас, к слову, только одна гора осталась – Крутая. Остальные легли в основание дороги Подберезье – Рогавка. Идея построить часовенку пришла, когда я в буреломе, в густых зарослях деревьев и кустарников нашла надгробия священнослужителей. Причём похоронены здесь иереи и протоиереи – большие чины, что говорит о статусе церкви. Стали вместе с селогорцами разбирать завалы, выпилили и вывезли более 20 деревьев. Так и обнаружили церковную ограду (то, что от неё осталось) из бутового камня. Была она больше метра высотой, и звонница своя в пять колоколов у церкви имелась. Икон было немного, но все они были рисованные маслом. Первые средства на строительство часовни – 50 тысяч рублей внёс житель Санкт-Петербурга Александр Мазко. Каркас купола сделал Николай Игнатьев, а Александр Рогожников из деревни Осия покрыл его оцинкованной сталью. Старый церковный крест отреставрировал Андрей Говоров. На собранные деньги закупили голубую металлочерепицу на крышу. Предприниматель Эдуард Феофанов дал брёвна на лаги для пола. В этом году положили в часовне и новый пол. Осталось только паперть построить – крыльцо, то есть.
Оно, как по секрету сказала Светлана Дмитриевна, будет под крышей и тоже с маленьким куполом.
Семьдесят лет забвения и вот, наконец, благодаря инициативе Мельниковой и поддержке односельчан, святое, намоленное место снова оживает. Входим в часовню. Здесь прохладно, спокойно. Кажется, что и на душе легко, ясно и благостно, как внутри этого маленького храма. Дважды в месяц сюда приезжает батюшка Святослав из Тёсово-Нетыльской церкви Ксении Блаженной, проводит службу. Народу, особенно в престольные праздники, собирается столько, что часовенка уже и не вмещает всех.
Светлана Дмитриевна с гордостью показала мне иконы – и те, которые приносили местные жители, и те, что удалось найти на чердаках старых домов. А вот, например, паникадило, что светит под куполом, она привезла из Валдая, где эта церковная люстра просто валялась в груде мусора и кирпичей после ремонта в Иверском монастыре.
– В России тогда всё будет хорошо, когда будут восстановлены все церкви и храмы, – считает Светлана Дмитриевна. – У меня такое личное убеждение есть, оно мне душу греет. Кто-то должен двигать людей, не давать стоять на месте. Да, со мной тяжело, но и интересно тоже. Я требовательна и к себе, и к людям. Всем «хватает» в добром соседстве со мной.
Я поведу тебя в музей
За разговором о плюсах и минусах жизни в деревне и в городской суете, мы приближаемся к любимому детищу Светланы – местному краеведческому музею, который размещается в Доме культуры. В этом году вместе с новыми помещениями музей обрёл и новое, красивое русское лицо. Светлана Мельникова уже не один раз доказала и себе, и односельчанам, что мечты сбываются, только для их осуществления нужно приложить усилия. Вообще слово «усилие» чётко обозначено и в её лексике, и в поступках. За какое бы дело она ни взялась, обязательно доведёт до конца.
Создать деревенский музей Светлана задумала в конце 90-х. Но одного желания – мало. Надо уметь организовать людей, увлечь. Она умеет. И только благодаря её неуемной энергии, энтузиазму, личному обаянию и стараниям сотрудников ДК музей появился. Нынче – это настоящий бренд деревни. А ведь экспонаты – содержимое чердаков, чуланов, бабушкиных старых сундуков, которые с пристрастием исследовали устроители музея.
Одна его часть – историко-патриотическая, выполнена в виде землянки. Здесь собрана солдатская походная утварь: фляжки, кружки, котелки. А вот и немецкая волокуша, которая использовалась для транспортировки раненых зимой по снегу. На стендах – военная хроника 2-й ударной армии, фотографии и имена прославленных земляков. Подборка материалов о герое Советского Союза Сергее Черепанове, чьё имя носит центральная улица деревни. А рядом атрибуты советских школьников – парадная форма и красный галстук, канцелярские принадлежности тех лет.
В других, новых, открытых совсем недавно залах, уютно обставленных старинной мебелью, украшенных нарядными рушниками и домоткаными дорожками, воспроизведено убранство дома зажиточного крестьянина. Причём сделано это так искусно, что кажется будто и сам владелец вот-вот вернётся в свой чистый и добротный дом. Красота, лаконичность и дух прежних времён соединились в этом убранстве воедино.
– Вот почему раньше жили деревни, – рассуждает моя провожатая. – Ты построил дом, вбил гвоздь в стену, вложил свой труд. И никогда отсюда не уедешь, потому что приложил усилия и делал всё с любовью. А городские квартиры легко поменять, продать. Вот я всю свою жизнь живу в деревне, хотя родилась в посёлке городского типа. Помню, что бежала за полтора километра в соседнюю деревню, в родительский дом отца к русской печке, крику петуха, к козьему молоку, к речке. С душой деревенской родилась, видимо. Кстати, я родилась-то в ДК, представляете. Не зря сказано: где родился, там и пригодился. Когда мои родители поженились, в посёлке не хватало жилья и им дали комнату в ДК, где я появилась на свет и прожила свой первый год жизни. Мне только в деревне комфортно. Здесь я отдыхаю душой. Мне с моей публичной работой просто необходима тишина и несуетность. Наша деревня – большая дружная семья, где все друг друга знают. Здесь все на виду, а это обязывает. И принцип: «что люди скажут», в деревне обязательно должен соблюдаться...
Деревня с характером
Говоря об отличительных чертах Село-Горы и её жителей, Светлана Дмитриевна подчеркнула, что звание селогорца заслужить непросто. Не всех принимает деревня. Селогорцы, по мнению Светланы, всегда себя чувствовали сельской элитой.
– Но я уверена, что человек, который называет себя коренным, должен что-то сделать для родного края. Только тогда он может сказать гордо: я коренной селогорец, – рассуждает Светлана Мельникова. – Вот живёт у нас в деревне Людмила Александровна Иванова. Она 40 лет проработала на ферме, здесь родилась, вышла замуж. Она настоящая селогорка. Или, например, семья Хозяйчиковых. Людмила Александровна всю жизнь работала на ферме, Евгений Александрович был трактористом. Трудились в поте лица – кормили страну. Разве это не помощь, в том числе и деревне? А местный житель предприниматель Эдуард Феофанов сделал большущий водоём, который радует и сельчан, и гостей. Многие дачники даже передумали продавать свои дома с его появлением. А уж как детвора радуется возможности поплескаться! Игорь Лебёдкин и Татьяна Лаврентьева на собственном приусадебном участке оборудовали футбольное поле, где разворачиваются настоящие спортивные баталии и среди детских, и среди взрослых команд. Это и есть настоящие селогорцы.
О своих земляках Светлана может говорить часами и всегда в превосходной степени. Она провела меня по нескольким дворам, чтобы доказать, какие тут живут трудолюбивые, приветливые люди. Одни бабушки-хористки из известного коллектива «Селогорская горлица» дорого стоят! Жаль, что к другим певуньям из деревни Долгово в этот день попасть не удалось.
Люблю свою деревню
Светлана называет себя патриоткой до мозга костей. Говорит, что в её поколении это чувство было заложено с детства. Пионерские организации, слёты, общественная работа. Она всегда была в лидерах. Председатель совета дружины, член редколлегии, комсорг класса, участник и победитель всех школьных конкурсов чтецов. В числе первых в классе вступила в комсомол и очень этим званием гордилась.
– Помню грузовики-трибуны с еловыми ветками и я в почётном карауле с пионерским салютом, в белых гольфиках, парадной школьной форме, без верхней одежды, в белоснежном фартуке с накрахмаленным воротничком. А рука уже дрожит от холода и напряжения. Опустить нельзя – это же пионерский салют. Наверное, за такую стойкость меня всё время и выбирали. Помню общезаводские митинги на 9 Мая, общее веселье, приподнятое настроение старшего поколения и песни под гармошку на воинских захоронениях. Тема войны мне близка. Помню, в школьной библиотеке читала только книги про войну и пионеров-героев, потому и до сих пор свято для меня понятие обелиск, воинское захоронение, ветеран. А за ДК всегда было закреплено подшефное воинское захоронение с могилой Сергея Черепанова. Его постоянно называют одним из лучших в районе по благоустройству. Хочется передать молодым уважение к памятникам. Поэтому собираю молодёжь на осеннюю и весеннюю уборки воинских захоронений, ребята откликаются. Отсюда, от их уважительного отношения, и комната боевой славы появилась, и участие ДК в различных патриотических мероприятиях.
А на прощание Светлана Мельникова сделала ещё одно откровение. Она считает, что у каждого посёлка, деревни, как и у человека, есть душа. У деревни Село-Гора, как и у её жителей, она широкая, добрая и открытая. Настоящая русская душа.
Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора