Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

К родному краю — с трепетной любовью

Наш быстротечный век спешит

скорей сломать, разбить, забыть,

но память сердца сохранит

истории прошедшей нить.

Л. В. Антонова

Жарким летним днём, 5 августа, почётная жительница нашего края Любовь Антонова провела в районном доме культуры презентацию выставки «Историко-культурное наследие посёлка Батецкий».

Мероприятие началось в 12.00. Поначалу любопытствующих было немного, но со временем народу подсобралось побольше, а чуть позже и глава района Владимир Иванов подъехал, вернувшись с чествования юбиляров в Городне.

О судьбе Любови Вениаминовны, её любви к истории, вкладе в восстановление Дубецкого парка в районной газете написано столько всего… И всё же, рискуя повториться, приведу её рассказ о себе так, как успела записать — от первого лица. Уж больно интересным он мне показался. Думаю, что многим читателям — в первую очередь, молодым людям, не читавшим выпуски «Батецкого края» прежних лет, — он также понравится. Вот что во время презентации выставки рассказала о себе Любовь Антонова:

— Я занимаюсь историей края — в первую очередь, посёлка — почти уже пятнадцать лет. А вообще я врач по профессии — офтальмолог. Работала всю жизнь в Первом медицинском институте. Ездила в Африку, страну Бурунди. Она была крохотная-крохотная, населения в ней — три миллиона человек. И я единственный там офтальмолог на тот момент. Так что приходилось делать все операции.

А когда я вышла на пенсию, увлеклась изучением истории. Потому что мой домик находится рядом с Дубецким парком. А там была усадьба, историческое место. Родом из Мроткино мой прадедушка. Он жил в Петербурге и Выборге. Сюда приехал только умирать. Так что с этими местами я была связана всегда. Видела этот парк, барский дом, в котором находилась больница, и однажды подумала: какой прелестный был когда-то вид… А что теперь? Парк совершенно зарос, деревья падают, сквозь кустарники не пройти. В общем, жалкие остатки былой роскоши.

Решила обратиться по этому поводу в администрацию района. Благо, моя инициатива была поддержана. И администрация района, и администрация Батецкого поселения помогли мне, чем могли.

В, частности, помогли организовать несколько субботников. Шаг за шагом мы расчищали парк, и постепенно утраченная красота стала возрождаться. А в 2007 году удалось пригласить людей, которые взялись очистить пруд. И ведь расчистили, соорудили мостки. На несколько лет парк с прудом стали любимым местом отдыха жителей и гостей посёлка. Правда, сегодня пруд вновь начал зарастать. Но надежды на лучшее я не теряю.

Парку — двести пятьдесят лет. И деревьям, которые стоят там, столько же. Но дубам значительно больше. Потому что по документам Обольяниновы владели этой усадьбой с начала восемнадцатого века. Близлежащая деревня называлась Дубцы. Раз Дубцы — значит, дубы там были. Помещик Фёдор Ефимович Обольянинов, квартирмейстер Кронштадтского гарнизона, ушёл в отставку по болезни и приехал сюда в усадьбу. А тут ничего ещё не было — лес только. И он начал создавать парк. В устье ручья приказал выкопать пруд, посадил аллею.

Не бывает будущего без прошлого. И люди должны оставлять что-то для будущих поколений. Все, кто владел этой усадьбой, что-то нам оставили. Благодаря одному из представителей рода Обольяниновых мы можем наслаждаться Дубецким парком.

К родному краю —  с трепетной любовьюКроме того, Обольяниновы оставили нам Никольский храм в Мроткино. За всю свою историю он никогда не закрывался — ни в военные времена, ни в пору коллективизации. Сейчас церковь ветхая, и службы проходят редко. Она была освящена в 1830 году. Получается, что этому деревянному чуду почти две сотни лет.

Деревне Мроткино более пятисот лет. Иван III присоединил Новгород к Московскому княжеству и провёл первую перепись новгородских земель. И в эту переписную книгу вошёл ряд деревень, которые сохранились в Батецком районе. В первую очередь, это Батецко и Мроткино. Эта деревня сохранила в себе черты патриархальности. Очевидно, помещики и крестьяне любили свою деревню. Она была полностью вымощена, вся засажена липами. А колодцы были выложены плитняком, глубиной до десяти метров. Остался только один колодец того времени.

В 1890 году Обольяниновы продали свою усадьбу Сазиковым. Николай — второй и последний хозяин. Он владел Дубецкой усадьбой очень недолго. Но благодаря ему железная дорога прошла по этой земле, и появилась станция Батецкая. Когда он узнал, что проектируют дорогу, которая должна соединить Петербург с Витебском, то предпринял все меры, чтобы её передвинули на его землю. Ведь дорога должна была проходить рядом с деревней Батецко.

Николай Сазиков принадлежал к династии ювелиров‑серебряников, известнейших в России в течение целого столетия. Это сейчас о них как бы подзабыли.

В память 300‑летия дома Романовых Николай Валентинович и его мать построили церковь святого Духа. Мы её не сохранили, но, к счастью, восстановили. Церковь была освящена в 1913 году.

А куда делся сам Николай Сазиков, никто точно не знает. Получали потом от него известия, что он служил при церкви в Прибалтике. Видимо, он был человеком искренне верующим.

Когда люди разошлись, Любовь Вениаминовна рассказала, как организовывала выставку и как работники РДК ей помогали. Здесь, в фойе, бывает много народу.

Присутствовавший на презентации глава района Владимир Иванов подсказал, что Любовь Вениаминовна издала отличную книгу — «Дубецкая усадьба Обольяниновых».

Потом мы с Любовью Вениаминовной прогулялись по парку, в котором ранее мне не приходилось бывать. Удивительное место, тихое, чистое. Чудесный запах лип. Несколько рыболовов‑любителей выжидали улов на мостках. Как объяснила Любовь Вениаминовна, их пришлось сделать потому, что люди теснились на берегах, вытаптывая их.

Радуют глаз молоденькие деревца.

— Видите, как часто деревья посажены друг к другу? — обращает внимание Любовь Вениаминовна. — Это был регулярный парк, по типу Версальского. Тогда это было ещё модно. И чтобы деревья можно было подстригать. Может, сейчас надо было и пореже. Но когда сажаешь, не уверен, что приживётся.

Барские дома обычно ставились так, чтобы с пригорка открывался вид красивый. Кустов обильных, что сейчас растут, не было. А были заливные луга, по которым петляла речка Удрайка.

Вот и поляна с двенадцатью или тринадцатью дубками. К сожалению, только несколько саженцев прижилось. Впечатлил огромный, в пять обхватов, дуб. Вернее, что от него осталось. Рядом ему взамен посадили молоденький. Любовь Вениаминовна говорит, что он подрос.

Честно, я не ожидала, что день окажется таким насыщенным. Зато теперь знаю, куда захочется придти ещё не раз. И позвать своих близких.

Валерия ПОДЕНАС

Опубликовано в газете 14 августа

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА