Каким должен быть центр города, пока не решили ни власть, ни общественность
Разговоры о том, что к своему тысячелетию Старая Русса подойдёт с пешеходной зоной в центре города, уже не первую неделю будоражат не только рушан, но и жителей Великого Новгорода.
Напомним: на оперативном заседании правительства Новгородской области в начале августа глава Старорусского района Андрей БЫКОВ сообщил, что успешно прошел аукцион по выбору проектировщика на устройство пешеходной зоны в центре Старой Руссы — работы над проектом уже идут, притом активно. К 1 декабря вся документация должна быть передана на согласование в Министерство культуры России. Далее — самое важное: в пешеходную зону планируется включить улицу Ленина, набережную Рыбаков и Живой мост.
Что ж, пешеходный исторический центр — это модно, комфортно и современно.
Однако в Интернете тотчас взвыла оппозиция. Закрытие Живого моста и улицы Ленина для автотранспорта поставит город в вечную пробку, которую разгрузит только ещё один транспортный мост в направлении улицы Трибуны. Хотя о планах его строительства что-то не слышно.
Начинающий конспиролог Стас КИНДРУК предположил наличие двойного дна у такого проекта: «На Ленина, видимо, дома настолько ветхие, что, скорее всего, дело в некотором отдаленном будущем идет к сносу с последующей отстройкой каких-нибудь сувенирных лавок или торговых рядов. Просто так пешеходной ее вряд ли сделали бы».
Как ни странно, но зерно истины в этой версии есть. Пешеходная зона, если она вберет в себя всю улицу Ленина, станет, конечно, огромной, но крайне необустроенной и неблагоустроенной. Ладно аллеи, разделенные улицей на протяжении от памятника Ленину до раймага. Там можно провести озеленение, поставить малые формы и т.д.
Но вот участок улицы от раймага до перекрестка с улицей Володарского ничего из себя не представляет, потому что большую часть его по обеим сторонам дороги занимают старые жилые дома. Да еще с сараями и помойками во дворах. Сносить их и расселять? Это сколько же нужно денег и времени!
Вот и в разговоре с «НВ» глава района Андрей Быков уточнил, что был неправильно понят: улицу Ленина планируют закрыть для автомобилей, но решение это будет принято только после совета с общественностью. А по мнению лично Быкова, закрывать улицу не нужно. «Главным в проекте будет пешеходный маршрут, — убежден глава района. — Маршрут будет проложен по тротуарам от курорта по историческому центру на главную площадь города, при этом никаких препятствий для транспортного потока не появится. Возможное ограничение движения транспорта по улице Ленина если и будет принято, то только на участке в непосредственной близости к площади».
Впрочем, в ближайшее время для движения транспорта улицу Ленина всё-таки не откроют. Несмотря на то, что по Живому мосту после ремонта автомобили уже едут, территория улицы Ленина остаётся площадкой для пристального мониторинга.
— Автомобилисты, конечно, настаивают, что улицу нужно открыть, и как можно скорее. В то же время гости города и мамы с колясками очень рады, что одна из центральных улиц закрыта для движения машин, — комментирует председатель комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству района Владимир УЛЬЯНОВ. — Думаю, что в течение ещё нескольких недель мы понаблюдаем за распределением транспортного и пешеходного потоков в центре Старой Руссы, а к 1 сентября примем правильное решение.
И тут у нас есть соображения. Пешеходная зона не может распространяться только на площадь Революции. Логично, что она продлится и на небольшой участок улицы Энгельса. Тогда-то закрытие улицы Ленина действительно станет катастрофой. Транспорт с Живого моста (как и с Нового) будет направляться в объезд аж до улиц Тимура Фрунзе и Минеральной, придется менять основные автобусные маршруты. А это значит, что окажутся отрезанными от городского транспорта сразу несколько кварталов — от набережной Рыбаков до Тимура Фрунзе. Вряд ли городские и районные власти на это пойдут.
Наталья СЛАВИНА
Фото из архива «НВ. Старая Русса»
Опубликовано в газете 20 августа