В нашем районе прошёл казачий полевой слёт «Сокол». Нынче, как и в прошлом году, новгородское казачье братство размещалось в палатках на берегу реки Пола в районе деревни Ловасицы. Юные казаки, самому младшему пять лет, под присмотром старших проходили суровую закалку – купались в холодной воде, занимались физическими упражнениями, ездили на лошадях, стирали себе одежду и ели пищу, среди которой не было конфет и мороженого.
В лагерь мы попали вечером, когда в огромном котле варилась гречневая каша с тушёнкой. Кошевой атаман, отвечающий за хозяйство, подбрасывал в костёр дрова. Готовить пищу взрослым помогали и сами ребята, которые с вечера назначались дежурными по кухне. Над белым шатром, где они обедали и слушали лекции, развевался на ветру красный флаг. Многое напоминало здесь пионерлагерь советских времён и даже вызвало светлые чувства по своему далёкому детству. Но тогда не было сотовых телефонов, чтобы позвонить домой. Здесь же один из взрослых вынул из автомобиля коробку с мобильниками. Каждому подростку после построения отведено десять минут на разговор с мамой. Потом ужин и отбой. Спать ребята легли в палатках, где у каждого свой спальный мешок.
На следующий день вновь подъём и зарядка. Гигиенические процедуры, пробежку сменяло купание в реке. Во второй половине августа это, скажу вам, тоже своего рода испытание. Ежедневно его проходили двадцать пять человек из тридцати, беря друг с друга пример. Немного потерпел обжигающий холод, и в теле появляется бодрость, а в душе радость, что смог победить трудности. Это как в спорте закаляет, прививает выносливость. Ведь каждый из ребят - будущий солдат, готовый к любым трудностям.
Маленькие казаки развивались не только физически, но и духовно. В день нашего приезда они прослушали лекцию об истории России. И началась она с исторического прошлого Парфинского района. Ребятам рассказали о торговом пути, проходившем по нашим рекам, именно по ним сплавляли лес, в том числе метровые чурки с выжженными на них гербами. Заинтересовал всех и Александр Невский – одна из ключевых фигур российской истории.
Перед завтраком, обедом и ужином по русскому обычаю молились. За обедом дети не только вкушали пищу, но и слушали Евангелие, которое читал «дядька». Слово это близкое казаку. В старину сына воспитывал отец, но ему, как правило, было некогда, поэтому сердечная теплота и близость - его крёстный. Чаще всего им был брат или друг отца. Он отвечал за духовно-нравственный облик своего крестника. Дарил оружие, показывал, как им пользоваться, учил дисциплине, поэтому «дядьку» побаивались, слушались. Вот и сегодня для детей авторитетный и уважаемый человек, атаман новгородского отделения Союза казаков России Вадим Боголаев.
«На казачьем полевом слете, - рассказывает он, - мы собираемся несколькими поколениями, то есть дедушки, отцы и дети. Раньше казаки жили в станицах или деревнях одной большой общиной, работали, крестили детей, гуляли именины, свадьбы. Теперь живём в квартирах-«клетушках» многоэтажных домов, общаемся мало. На работе человек человеку уже не друг, всегда найдется тот, кто подставит ножку и похихикает над тем, кто упал. А казачий дух совершенно противоположный, по сути дела такой же, как у древних новгородцев. Когда они собирались вместе для решения каких-то вопросов, это называлось вече, а у нас круг. На нём все равны, даже несовершеннолетний имеет право голоса, и его слово является ценным, как и самого главного атамана. Поэтому основной своей задачей считаем возврат к историческим корням, традициям. Мы вкладываем в сознание мальчишек, что правильно жить надо вот так, обязательно слушать старшего брата, выполнять определённые принятые правила, в частности, коллективное выше индивидуального. Казаки братья и они должны помогать друг другу в радости или горе, любой другой ситуации.
При всём при этом у нас хлеб маслом не намазан и сверху на него шоколад не положен. Дети рано встают, на них ложится большая физическая нагрузка. В сегодняшнем компьютерном детском мире не так-то просто заставить их это делать. Каждый из них в интернете как у себя дома. Мы объясняем, что это здорово, но доступ к нему должен быть ограничен. Съев пять килограммов мороженого, можно умереть, так и у компьютера нельзя сидеть целый день. Когда ребёнок понимает это, у него появляются другие ценности. К сожалению, зачастую детские площадки в городских дворах заняты автомобилями, играть детям негде. Мы не только разобщены, но и не развиты физически, больны. Стараемся обучать детей казачьим играм, которые они даже не знают. Вернувшись в город, районные центры, мальчишки, во всяком случае, девяносто процентов из них, идут в спортивный зал, занимаются единоборствами, вольной и классической борьбой, выступают на соревнованиях по самбо. Они должны быть крепкими и сильными, так как это будущее военизированное подразделение, солдаты, которым предстоит защищать Родину. Казачье братство - это не просто возможность собраться и поболтать. Мы понимаем, в какой ситуации находится страна, какие силы ей противодействуют. Те, кто занимается с детьми, имеют хорошее образование».
За неповиновение приказу у казаков существовало наказание – порка плетьми. Атаман рассказывает, что вместо плетей подойдут и тонкие прутья, или общественное порицание, но в любом случае мужчина должен осознавать свои ошибки и отвечать за них. Недавно, пока взрослые были заняты разговором, один из подростков, сидя верхом на коне, стал заниматься акробатикой, то есть джигитовкой. Так как седло не казачье, был наказан за своеволие. Лошади - неотъемлемая часть казачества. Казак без коня - сирота. На нём воевали, достаточно вспомнить легкую русскую артиллерию, и даже больше, находились в седле с раннего детства. В ходе обряда посвящения в казаки мальчика уже в три года сажали на коня, и он осознанно должен был держаться на нём. Вот и у юных «соколят» в Парфинском районе была возможность прокатиться верхом. В крестьянско-фермерском хозяйстве жителя деревни Выползово Полавского сельского поселения, подхорунжего Евгения Филиппова пять красивейших лошадей. Каждый вечер маленькие казаки вместе со взрослыми приезжали в этот населённый пункт, чтобы поучиться навыкам верховой езды. Из конефермы лошадей с заплетёнными в косы гривами выводили под уздцы полавчанки Анастасия Марзаева и Ирина Маслова. Девушки рассказали, что сначала ходили сюда фотографироваться, покататься. А потом привыкли к животным так, что без них себя уже и не представляют. На ферму они теперь приходят поухаживать за своими любимцами – почистить их, обработать раны. Ирина делает это профессионально, так как учится на зоотехника-коневода в Санкт-Петербурге. Ездить верхом на коне она училась не только в городе на Неве, но и в Германии.
…Появление коней вызвало у мальчишек оживление. Но прежде, чем сесть на них, атаман, у которого отец из Забайкальского округа, а мать из Донского, учил маленьких казаков ухаживать за лошадью. «Уважение к себе, - сказал он, - это всегда чистая, начищенная обувь и сверкающий чистотой конь». Ребятишки брали в руки щётки и чистили лошадей, то одной, которая мягкая, то другой, более жёсткой. Они старались, наводя чистоту то на лошадиной ноге, то на крупе. А потом началась езда. Никто из мальчишек не выдавал своих эмоций, но чувства, наверное, переполняли ребячьи сердца. Не передать словами той красоты, когда к гриве лошади прижимается казак. Видно было, что любовь эта взаимная. Из деревни Выползово гости уезжали не только с впечатлениями, но и с молоком. В крепком и большом хозяйстве Евгения Филиппова, как и водится у казаков, есть не только лошади, но и коровы. Хочется надеяться, что «соколята» после полевого слёта уедут в свои районные центры и Великий Новгород окрепшими и повзрослевшими. Да и казаки, наверняка, запомнились жителям района, во всяком случае, полавчанам. Их выступление на одном из Дней посёлка покорило сердца местных жителей.
Нонна МАКСИМОВА
Фото автора