Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Движение — жизнь

 — эти слова стали негласным девизом всей жизни Анастасии Яковлевны Серебряковой, которая отметит в начале ноября свой 91-й год рождения.

Не сидячая косточка
Именно так, образно, но очень верно говорят в народе о таких людях. И действительно, несмотря на свой солидный возраст, бабушка Настя полна энергии и не может провести без движения и часа. Она всё время в хлопотах. Как-то зашла я после работы к её дочери Валентине. День стоял жаркий, и мы спрятались от солнца на крылечке. Анастасия же Яковлевна, как ни в чём ни бывало, спокойно возилась во дворе возле цветов, а когда её окликнули, легко поднялась по высоким ступенькам, будто и нет за плечами груза лет.

Невысокая, сухонькая, она словно излучает добро. С неё легко и приятно разговаривать, а в речи чувствуется житейская мудрость.

Здесь прожито и пройдено немало
Учиться девчонке долго не пришлось. После третьего класса пошла она с мамой на колхозный двор. Та работала дояркой, вот и прибегала Настя к ней: коров загонит, почистит у них, а то и подоит пару-тройку — всё мамке подмога. Да и дома дел хватало, ведь росла она второй в многодетной семье, после неё ещё трое поднимались. Теперь, правда, одна уже осталась на этом свете.

Ловкая, проворная, Настёна и в поле, как подросла, многое успевала. Это сейчас все на технику надеются, а тогда трактор в диковинку был, всё руками делали. Вспоминала ветеран, как пололи лён, а потом теребили его, когда вызревал, жали серпами хлеб. Да мало ли забот в колхозе.

Лет пятнадцать ей исполнилось, когда доверили группу коров. Не посмотрели, что почти ребёнок ещё. Нелегко приходилось — сил-то кот наплакал, но раз надо, значит надо. Утром и вечером бежала на двор, да и днём дояркам всегда находили дело. Мало того, что подоить скотину на пастбище надо, так ещё и подкормки накосить, картошки накопать и вымыть сколько. К концу дня с ног валилась, а бригадир ещё и на ночь мог наряд дать: то лён колотить, то зерно провеивать. На встречи с подругами и времени почти не оставалось.

Годы военные
Когда началась война, Насте почти 18 было. Как и миллионы женщин, взвалила она на свои плечи нелегкую тяжесть. Отец ушёл на фронт и погиб где-то под Ленинградом в Синявинских болотах. Осталась мать с ними одна. Старшие-то уже вполне самостоятельные, а младший сынишка ещё маленький. Горюшка хлебнули все. Корову держали, а молока не видели, сдавали всё, что можно. Всё для фронта, всё для Победы — эти слова тогда не просто знали и взрослые, и дети, а по сути жили ими.

Летом трудилась Настя в колхозе, а зимой отправляли с такими же, как она, на лесозаготовки. В лаптях, домотканых пальтишках, продуваемых ветром, валили лес, пилили его на брёвна. Напарница в один из шести сезонов попалась  такая же — в чем и душа держится. А деревья на делянке — одной не обхватить. Норму давали большую. Вот и ломались девчата с пилой и топорами. Теперь-то вспоминать те зимы просто, а тогда возвращались из леса измученные, грязные. Не успевали отдохнуть, а им другое поручение. На память о тех годах осталась медаль за доблестный труд, которую бережно хранит ветеран.

Да и после войны легче почти не стало. Платили на трудодни мало, хотя она не умела плестись в хвосте. Как-то на сенокосе столько болотовины за день косой смахнула, что бригадир даже не поверил, пока не замерил сделанное.

Дела семейные
Замуж она вышла поздно, в тридцать два года. Как-то всё некогда было. Помогала поднимать младших, трудилась от зари до зари. После свадьбы перебралась из родной деревеньки Исходово к мужу в Хирово, где тоже сразу же пошла на ферму и до пенсии не расставалась с бурёнками.

Вместе с супругом построили добротный дом, в котором немало было сделано её руками. Иван, хоть и помладше был, часто болел. Так что и домашние дела почти все лежали на плечах Анастасии. Надо, она и изгородь сама загородит, и кусты вырубит за огородом, и загородку в хлеву смастерит. Всё успевала. Когда дочка родилась, а несколькими годами позже сын, и в отпуске с ними ни разу не сидела. Росли ребята самостоятельными. Да и как иначе, если видели, что родители постоянно заняты.

Не обошло Анастасию Яковлевну и горе. С мужем прожила она три с небольшим десятилетия. Потом не стало внука и сына. Но русских женщин трудно сломить.

Держала корову, овец. С кормилицей рассталась, когда уже за 80 стукнуло. Косила на неё всегда сама, не просила о помощи родных. Разве что подсобит кто стог сметать. Огород у них сырой был. Так она постоянно сама прочищала в нём канаву, а ил из нёё на парник таскала. Со временем участок стал ровный, плодородный. Жалко, что теперь пришлось всё оставить.

Очень любила и любит старушка цветы. Они всегда росли у неё возле дома и на окнах. Когда перебралась к дочери с зятем в Долгое, а было ей тогда уже 84 года, и там с удовольствием взялась помогать близким. Возилась в огороде и на клумбах, обкашивала траву, помогала по дому.

Не мои рученьки делают, а господь помогает
Недавно семья Дмитриевых перебралась в райцентр на улицу 9 Января. И здесь бабушка Настя не может сидеть сложа руки. Многое уже сделано её руками. Она и флоксы подвяжет, и травинки с грядки повытаскает, и дрова поможет сложить. Очень любит общаться с прабабушкой маленькая Кира (а правнучек у ветерана три, как и внучек), когда приезжает в гости. Радуется ей и другая правнучка, которой нет и года.

За свою долгую жизнь Анастасия Яковлевна практически не болела и не принимала таблеток. Как-то раз сломала руку, так гипс сняла быстро, мешал он ей. Она и очки года два назад впервые взяла, а до этого свободно вдевала нитку в иголку. И вообще любит порядок, чистоту. Не будет ждать, если что порвалось, чтобы помогла дочь, а сама и заплатку пришьёт, и т.п. С удовольствием читает журналы, где рассказывается о жизни артистов, а потом пересказывает самое интересное родным.

«Вот сижу я зимой, то там заболит, то тут, — рассказывала бабуля. — А лето наступает, то одно надо сделать, то другое. Ты думаешь, я и планы на будущее строю, где что лучше посадить на следующий год». В этом весь её неугомонный характер. Может потому, что всю жизнь в труде провела, никому зла не желала, и дал ей Господь такую большую жизнь и уважение от родных. Молодёжь любит пообщаться со старейшиной семьи, которая и совет даст, и выслушать умеет, чего нам в житейской суете очень не хватает. 

Ираида СЕРГЕЕВА
Фото автора

Опубликовано в газете 28 августа

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА