По отзывам наших читателей, заметки под данной рубрикой интересны тем, что знакомят с жизнью отдалённых от райцентра деревень. Не исключено, что кто-то из молодых уже и не знает об их существовании. Но там продолжают жить люди, хранят деревенские традиции, русскую историю. Благодаря им, деревни не исчезают с карты Марёвского района.
На этот раз наш путь лежит в деревню Мамоновщина, что расположена на отрогах Валдайской возвышенности в 40 километрах к востоку Марёва.
Древняя, красивая земля
Судя по информации из «Энциклопедии Новгородской области», селение Мамоново упоминается в Деревской пятине (переписи), датируемой 1495 годом. Достоверны средневековые археологические памятники: группа курганов в окрестностях современной деревни.
Машина мчится, объезжая ухабы, мелькают деревни с красивыми названиями: Горное, Васильки. А вот и Мамоновщина, вся просвечиваемая летним солнцем. Не зря в народе её называют «Солнечной Мамонихой». Это действительно так. Забегая вперёд, скажу, что сложно было найти тенистое место, когда делала снимки: всюду солнечные лучи. А вообще известно, что климат там отличается от тех населённых пунктов района, что расположены южнее: снег весной лежит дольше, зима наступает раньше, цветение и созревание растений происходит позднее.
Проехали первые десятки метров — на улице ни души. Это и понятно, температура воздуха приближается к 30 градусам, всё живое укрывается от зноя.
Разговоры –разговоры, но не у колодца…
Так как официальных общественных учреждений в деревне не имеется, отправляюсь туда, где обычно проходит общественная жизнь сельчан: встречи, новости, беседы на злобу дня. Конечно же, это магазин. На лавочке возле него — классическая картина: группа мужчин оживлённо беседует. По жестам поняла, что обсуждают очередную рыбалку, уж очень широко развёл руками Сергей Калиничев, демонстрируя улов. Рассказали, что рыбный промысел — любимое занятие. Озёра тут рядом: Плесневцы, Долговец, Исаковское, известное Лаптевское. Так что мужики-добытчики не перевелись, поддержали тему и подошедшие женщины.
Вывеска на магазине гласит, что работает он ежедневно, кроме воскресенья. Продавец Надежда Изотова вежливо пригласила к прилавку, продемонстрировала ассортимент товаров. Покупатели сказали, что всё необходимое можно купить. Выполняются их заявки. Хлеб завозят регулярно, два раза в неделю. Разговор о жизни, о детях, об урожае, о недавней встрече с марёвским начальством.
В деревне летом живут дачники. Знакомлюсь с одним из них — петербуржцем Вячеславом Корнетовым. Хотя он представился ленинградцем. Ездит сюда много лет, привлекает замечательная природа, грибные и ягодные места. Всё это плюсы деревенской жизни. Дойдём и до минусов. Об одном уже сказали посетители магазина — это плохая дорога. «Пока доедешь до Молвотиц, всю душу вытрясет», — признаётся собеседник, пожелавший остаться неизвестным и Америку не открывший: это проблема многих российских деревень.
Поинтересовалась, держат ли жители хозяйство. Всего в деревне три коровы. В деревенском подворье Людмилы Гавриловой корова, три телёнка и конь Малыш. Прошли с хозяйкой в выгон, где паслись животные.
Телят выращивают на откорм, корова, естественно, сама кормилица, а вот Малыш — декоративный красавец. По неопытности хозяева купили коня, а он оказался не рабочей, а верховой породы. Скачки в Мамоновщине не проходят, жокеев отродясь не было, и гуляет Малыш вволю, как типичный российский безработный. Правда, Людмила заступилась за питомца, сказав, что он выступает в роли пастуха для телят. И верно, телята стайкой окружили Малыша, пощипывают травку и не отходят от него. Но если серьёзно, хозяева хотели бы продать его в хорошие руки.
Экономика по-деревенски
Вернулись к месту беседы, народу прибавилось — закончилась смена на «малом» предприятии, единственном в деревне. ООО «ПромлесПлюс» существует с 2000‑го года, занимается заготовкой и переработкой древесины. Из двух десятков трудоспособных жителей деревни половина работают здесь. Стабильные заработки, люди довольны. Возможно, поэтому и не разъехались окончательно. Ведь в 2000‑м году закрылась школа, самый тревожный фактор для деревни. 14 лет стабильно развивается предприятие, людям не надо уезжать в поисках заработка. Повезло сельчанам. Такая вот экономика по-деревенски.
Достопримечательность
Не хлебом единым жив человек. Нужна ему и духовная пища. А где ж её взять вдали от благ цивилизации? Попытка заполнить духовный вакуум в Мамоновщине предпринята. На месте, где в давние- давние времена, такие давние, что никто и не припомнит, стояла церковь, красуется внушительных размеров Памятный знак. Это православный крест Господень, поклониться которому не возбраняется никому. Можно и молитвы сотворить. На красивых металлических подставках размещены четыре плиты, на них начертаны молитвы на всякую требу. Вся эта благость появилась по Божьему промыслу через вполне земного человека. Это москвич Александр Алфёров, периодически приезжающий в Мамоновщину, где его родовые корни — здесь жили родители и многочисленныеродственники. Человек верующий, постарался для земляков, частично отрезанных от «Большой земли». Выходит, снова повезло сельчанам.
Статистика
Население Мамоновщины — 47 человек, из них 17 пенсионеров, в трудоспособном возрасте –26 человек, четверо детей-школьников, обучаются в Молвотицкой школе. В деревне действует водопровод, работают магазин райпо, частное предприятие. По графику приезжает фельдшер из Горного, раз в неделю ходит рейсовый автобус до Марёва. Типичная жизнь типичной деревни, в которой есть и плюсы, и минусы. Положительные факторы: здоровая экология, бесплатные дары природы, размеренный образ жизни без городской суеты привлекают не только коренных жителей, но и дачников. Отрицательные тоже имеются. В ту деревню, какая существует ныне — без газа, добротной дороги, без школы, клуба, медицинского учреждения — никто сегодня постоянно жить не поедет.
Отдохнув за ночь, вновь поднимается утром над Мамоновщиной солнце, согревая землю, добрые дожди поливают её. И продолжает жить деревня, не отпускает от себя и постоянных жителей, и покинувших её когда-то заставляет вновь и вновь возвращаться.
Валентина ГОЛУБЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 12 сентября