Для жителей магаполисов глубинкой является Великий Новгород (такой милый, маленький и провинциальный). Для новгородцев явная периферия - Любытино (медвежий угол, у чёрта на куличках, почти без дорог, благоустроенного жилья и баня по выходным дням). А для меня, коренной любытинки, невероятным экстримом является деревня Чадково.
Три года без электричества, всю жизнь – без дороги
Побывать там я хотела давно, еще когда с этой точкой на карте существовало транспортное сообщение - поезд по четвергам. Дело в том, что крошечная деревня расположена в лесу, в полной изоляции, в отдалении от каких-либо проезжих дорог. Мне вообще не удалось выяснить - как туда попали люди, Богом созданные, как существа социальные, тяготеющие к общению в коллективе. Хотя и сейчас дачники из Чадково свидетельствуют о том, что в постперестроечные времена из Питера туда можно было доехать за полдня. Просто сесть на электричку с Московского вокзала...
Потом поезда стали ходить через день. Потом - раз в неделю. Потом, начиная с 2014 года, их отменили совсем. За три года до этого, в ходе ветровала 2010 года, упавшими деревьями уничтожена линия электропередач общей протяженностью 40 км. Поскольку собственником электросетей является ОАО «Российские железные дороги», новгородская транспортная прокуратура в отношении начальника Волховстроевской дистанции электроснабжения возбудила дело об административном правонарушении по статье «Нарушение правил эксплуатации энергопотребляющих установок». Руководителю Октябрьской дирекции инфраструктуры внесено представление, в суд направлено соответствующее исковое заявление. Однако, железнодорожники не предпринимают мер по восстановлению электроснабжения – видимо, считают дело безнадежным. Не исключено – им представляется, что проще вывезти «на большую землю» две проживающие в Чадково семьи и пару десятков дачников, чем возводить заново электросети миллионной стоимости в глухой тайге.
Доставка на лошади
А вывозить пришлось бы семью Тепляковых. Виктор, Марина, 13-летний Георгий и годовалый Василий приехали сюда из С.-Петербурга 3 года назад. По собственному осознанному выбору. Еще один малыш, родился, как я понимаю, уже в этом благословенном месте. Тепляковы обосновались на небольшом хуторе, в километре от Чадкова, пока еще в старом домике. Расчистили участок, посадили огород и небольшой сад, завели экспериментальное хозяйство – коз, куриц, кроликов. Есть пасека. Безопасность семейного очага соблюдают два породистых пса, воспитанники хорошего собачьего питомника.
Ко всему изобилию в декабре прибавилась ещё и «спонсорская» лошадь - с просьбой помочь в приобретении живого транспортного средства Виктор Тепляков обратился к главе района Тимофею Гусеву. Планировалось, что одна лошадиная сила хоть как-то «съамортизирует» нокаут от закрытия единственной «дороги жизни» - отмены поезда. Действительно, при помощи дареной лошади и того, что зима 2013-14 была мягкой и малоснежной, Тепляковы с проблемами справились. Однако 10 км до ближайшего Костина ни дорогой, ни направлением назвать нельзя - скорее заготовкой для съемки фильма «Сталкер 2». Поверьте на слово - там плачет железо на вездеходе...
В качестве альтернативного варианта передвижения Тепляковы используют железную дорогу: звонят в РЖД, узнают о наличии «окна» в движении поездов и отправляются за покупками на дрезине. В начале лета именно так в Чадково доставили парализованную 90-летнюю женщину, соседку Виктора и Марины. Но это - в редких случаях. Чаще все-таки выручает лошадь. Например, при доставке газовых баллонов нужно выждать, чтобы газ закончился сразу у двух семей, привязать баллоны по обе стороны от лошадиного крупа, наподобие ракетного турбодвигателя и вести под узцы до Костина. Далее - доставка на такси. От Костина домой – опять на турбо-лошади.
Ещё одна «лошадиная» прерогатива – доставка бензина для электрогенератора. Если по минимуму, только подзарядить мобильные телефон и ноутбук, да небольшая лампочка по вечерам – общая стоимость топлива для генератора обойдется в 2 тыс.рублей ежемесячно.
Мобильная связь в Чадково есть. У Тепляковых – в фиксированном положении, около оконной форточки. Режим разговора – через громкую связь. Интернет ловится на полянке близ дороги на Костино. Для удобства пребывания во Всемирной паутине там установлен стул. Здесь старший сын Тепляковых общается со своими питерскими друзьями и проходит дистанционное обучение. Выбор своих родителей Георгий разделяет, на вопрос о будущей профессии отвечает – как отец он хочет быть хозяином на своей земле, жить для себя и дорогих ему людей, работать для своей семьи.
Приключения найти можно.
Стоит поискать…
Да, случай беспрецедентный. Тепляковы – не фанатики. Не те люди, что прячутся от обстоятельств. Не наивные горожане, выехавшие в деревню попить парного молока и поваляться на сене. Если и сторонники натурпитания – то вполне умеренные и адекватные. Обесточенное Чадково – их осознанный выбор. Значит и ответственность за него должна быть вполне осознанной.
Виктор свою первую встречу с новгородской деревней описывает так:
– Добирались долго, на электричках и пешком по шпалам. Переночевали в лесу, пробрались 2 километра через завал и вышли к деревне. От неё почти ничего не осталась. Пять домов, все открыты, никого нет, тишина и спокойствие. В какой не зайдешь - бардак, погром, все перевернуто. Нашли свой участок, ничего вроде, земля хорошая, поле, лес рядом. Встретили мужиков, они за ягодами пришли. Замечу, что за 3 дня они успели побухать и ягод набрать килограмм по пятьдесят.
Я планировал снять дом лет на пять или купить какой-то для жизни, пока свой не построю. Хозяин единственно пригодного для жилья дома запросил за него 190 тысяч рублей. Впоследствии мы договорились с хозяйкой одного из самых развалившихся в деревне строений, что поживем у нее, пока не закончу строительство собственного. Без платы, за ремонт и содержание – всё же крыша и стены.
Почему Чадково? Говорят, что всегда мечтали жить в деревне, работать на себя, иметь много детей. Да и созданы, наверное, именно для такой жизни: Марина – врач массажист, отвечает за здоровье своих близких, у Виктора – 18 рабочих специальностей.
Марина говорит, что устала бояться за своих родных – в городе их жизнь и здоровье зависит от воли случайных и не всегда адекватных людей: пьяного водителя, «вылетевшего» на пешеходный переход, агрессивного наркомана, неумелого гастарбайтера.
Виктор, работая в городе, не видел, как растут его дети: уходишь – они ещё спят, приходишь – уже спят. В Чадково он имеет возможность наблюдать за каждым днём жизни своих сыновей.
Что именно в Чадково их жизнь получила правильный вектор, освободилась от шелухи и условностей, навязанных образом жизни. Приезжающие в гости друзья пьянеют от здешнего воздуха и несколько дней просто отсыпаются в тишине – Тепляковы об этом знают и к этому привыкли. Но друзья всё равно ждут, что Виктор и Марина рано или поздно передумают и вернутся назад, в город.
Постскриптум
Журналистская этика не подразумевает навязывания своего мнения читателям. Прошу прощения, что отступаю от неё.
Слава Богу, что он не только людей, но и деревья в лесу не уровнял. И от разительной непохожести и дерзновенности других порой дыхание перехватывает. К сожалению, моё поколение начиная с детства вдоволь поработало на сенокосах, школьной «практике» и студотрядах. В 80-е сдавало грибы и ягоды «на заготовки», пасло в порядке очереди родительских коров и коз. Поэтому радости от созидательного деревенского труда нам не увидеть.
А хотелось бы – так же радостно и дерзновенно…
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора и из архива Тепляковых
Опубликовано в газете 12 сентября