О том, кто живёт в новгородских лесах, нам рассказал егерь Новгородского общества охотников и рыболовов
Как и подобает настоящему егерю, Дмитрий Однадворцев из поселка Тесово-Нетыльский был готов поделиться множеством охотничьих баек. Он егерь с большим стажем — более 20 лет профессионально ходит по лесам в округе Тесово-Нетыльского, а уж в качестве просто охотника и того больше. Четырнадцать тысяч гектаров составляет площадь его обхода, в основном это леса, но есть и водоемы, болота, поля. Практически ежедневно он идет на свое «рабочее место» — в лес, объезжает на мотоцикле территорию, записывает в дневник егеря, следы каких зверей обнаружил на лесных тропинках.
Хитрые и хищные
Свой рассказ Дмитрий Васильевич начал с волков:
— Буквально неделю назад у жителя нашего поселка Сергея Ефимова волки утащили от дома собаку. Хорошая была лайка. Знаю, что и еще одна собака пропала по этой же причине. Волки в наших лесах появились, по моим подсчетам, их сейчас 6—7 особей. Несколько дней назад в лесу слышал вой. Видно, волчица отошла в сторону и подавала голос, а маленькие волчата откликались. За отстрелянного волка охотнику платят деньги — 2 тысячи рублей, и охотники всегда их стреляли и будут стрелять. А уж если волки начали собак таскать, то, почувствовав безнаказанность, будут и дальше этим промышлять.
На личном счету у Дмитрия Васильевича пять волков. А четыре года назад был случай, когда за полчаса он подстрелил сразу двух серых хищников. В тот раз он с другими охотниками шел по лесу, когда вдруг послышался волчий вой. По рации поначалу сговорились сделать загон, но потом одному охотнику пришла в голову такая идея: привязать собак, самим отойти, на собачий лай должны будут подойти волки. Так и сделали. И точно, ребята не успели еще и ружья зарядить, как увидели, что появились зубастые волки. Дмитрий Васильевич выбрал позицию, чтобы не попасть в собак, прицелился, выстрелил и завалил сначала одного, а через некоторое время еще и второго прихлопнул.
Зверьё моё
Да что мы все про этих злобных хищников. Кроме них, в лесу полно другого зверья. Например, лиса — еще одно неприятное животное. Это в сказках она хитрая красавица, а по мнению егеря, она представляет большую опасность для мелких животных, птиц. И зайчонка съест, и яйца из гнезд уток, рябчиков утащит. Не гнушается таскать и кур у жителей поселка. Этих хвостатых лесных жительниц частенько видят в Тесово-Нетыльском.
— Однажды невестка приезжает на машине к нам и говорит: «Как же так, ты охотник, а во дворе лиса сидит и ничего не боится!» — посмеялся Дмитрий Васильевич.
Зимой егеря ведут учет зверей по оставленным ими следам. От выявленной численности в дальнейшем будет зависеть количество путевок на отстрел крупных животных, которые выдаст егерь. Таким образом и поддерживается определенный баланс в лесу.
Сейчас, по подсчетам егеря Однадворцева, у него в лесу живут 4—6 медведей. Это немного, к тому же медведь за последние годы как-то обмельчал, раньше следы от мишек встречались гораздо крупнее. Есть и лоси. Косули, по наблюдениям егеря, прибегают из соседних угодий. Кабанов в связи с угрозой африканской чумы отстреляли вроде всех. Водятся в нашей местности пушные звери: норка, куница, выдра, бобер. Бегают зайцы, встречается рысь.
Дмитрий Васильевич рассказал, что у соседей в Ленинградской области в лесу установлены видеокамеры, поэтому там достаточно точно знают количество своих зверей. Он бывал в гостях у своего питерского коллеги, видел, как на солонец пришел сначала один лось с рогами, потом другой — уже без них, прошла медведица с двумя медвежатами и так далее. До наших угодий пока современные технологии не дошли, егеря наблюдают за жизнью в лесу традиционными методами.
— Сижу на лабазке и вижу — вышла медведица с двумя медвежатами. Также недавно, смотрю, на поле с овсом приходили двое медведей, по следам определил, что один побольше был, другой, видно, помоложе.
Верность традициям
Для подкормки животных егерь засеивает овсом поле в три гектара, устраивает солонцы для копытных, привозит картошку, пищевые отходы для подкормки дичи, на которую в дальнейшем предстоит охотиться. Тут, к слову, Дмитрий Васильевич вспоминает опять своего питерского соседа, у которого есть средства закупать по 20 тонн кукурузы для подкормки своего зверья. На таком рационе кабаны там вырастают на зависть! У нас же своя особенность — верность традициям.
А кроме того, егерь периодически расчищает просеки, да не один, а совместно со всем охотколлективом. У охотников это называется отработка, и, по словам егеря Однадворцева, от нее никто не отлынивает. Охотники не только пользуются лесом, но и занимаются его благоустройством.
— У нас вообще все охотники добросовестные. Местных около 60 человек, из Великого Новгорода и из Питера приезжают, всего до 150 человек у меня получают охотничьи путевки. Браконьерством никто не занимается, все охотятся на законных основаниях, потому что в противном случае отберут ружье, да и штраф выпишут. А так — заплатил тысячу рублей и охоться спокойно. С 9 августа идет охота на водоплавающую птицу, а с 15 сентября открывается охота на зайца, у кого есть собаки, могут спокойно выписывать путевки.
У самого егеря Однадворцева собака тоже есть — гончая по кличке Дунай. Пес уже в солидном возрасте, пора бы брать кого-то ему на смену.
— А ведь раньше устали не знал, целый день мог бегать, гонять зайца. А если я никого не подстрелю, так придем домой, и он начнет мне выговаривать — лает, ругается на меня, что ж ты, дескать, я добросовестно гонял, а ты промахнулся.
Шорох в тишине
В охотничьи владения Дмитрия Однадворцева часто направляют гостей, когда требуется показать русскую глубинку. Как-то были у него итальянцы. Охотились они долго и хорошо, отстреливали по 90 уток, а потом отдавали свою дичь в дом престарелых. Однажды побывал в наших лесах директор крупного промышленного предприятия из Ставрополья. Очень ему понравилась охота, сказал про нее: «Как в Америке». Дмитрий Васильевич, правда, сам в Америке на охоте не бывал, поэтому сравнить не может, но одобрение в голосе знатока почувствовал. Сам же он приверженец охоты в своих родных местах, где знает каждое упавшее дерево, где мохнатые ели качаются, приветствуя его по утрам, где каждый крик птицы означает что-то важное, а шорох в лесной тиши может указывать на приближение какого-нибудь зверя.
Когда уже номер готовился к печати, в редакцию вновь пришел егерь Однадворцев, рассказал, что в прошедшие выходные его личный счет на волков увеличился.
— Пришел на кабана посидеть, но с ним ничего не получилось. Уже собрался слезать с лабазка, сумерки были, как слышу шорох. Присмотрелся — волк. Ну, я и выстрелил. Оказалась волчица. Вот, везу шкуру сдавать в общество охотников и рыболовов.
Мы поздравили нашего нового знакомого с удачной охотой, а заодно и с наступающим праздником — Днем работников леса!
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора
и из личного архива Дмитрия ОДНАДВОРЦЕВА
Опубликовано в газете 11 сентября