Василий Иванович, хоть и не Чапаев, но тоже человек вполне уникальный.
Пятьдесят четыре года вместе
— Я не брался в армию по семейному положению, — говорит Василий Малышев из Сосниц, — так как был единственным кормильцем. Мать моя больная была, ей во время войны сильно досталось — били маму немцы плётками, потому что её родной брат до войны работал в «белом доме» заместителем секретаря обкома партии. Одна моя сестра во время войны умерла, вторая ещё в школу ходила, а отец в сорок четвёртом погиб. Потому без согласия матери, либо моего, забрать в армию меня не могли. Много раз нас вызывали, всё спрашивали, хочу ли служить. Я‑то не против был, конечно, но ведь вся семья на мне держалась. Обещались даже помогать моим, но я не верил. А как двадцать семь лет исполнилось, выдали мне билет. Так до сих пор дома и сижу.
Хоть и не довелось Василию Ивановичу служить в рядах Советской Армии, но дома на диване он точно никогда не сиживал. Сорок два года отработал в местном колхозе, а потом и совхозе «Красный Двор». Ещё мальчишкой он начал свой трудовой путь и работы никакой не боялся. Был и трактористом, и строителем, когда новые фермы возводили. Зимой лес заготавливал. В те времена в колхозах и совхозах дел было много, хоть сутками работай. В горячую пору сева или сбора урожая люди свои семьи неделями не видели.
— А когда билет получил, сразу решил жениться. Незамужние девчонки к тому времени в округе только молоденькие остались, вот я и взял себе из соседней деревни на семь лет моложе. А знаете, какая у нас свадьба большая была, — смеётся Малышев, — целую бутылку водки выпили.
— С женой? — спрашиваю я.
— Не-е‑е, — хохочет он пуще прежнего, — с тёщей и её братьями. Вот и вся свадьба.
Молодую жену Василий Иванович привёл в новую, построенную своими руками избу. Уже пятьдесят четыре года как живут они вместе душа в душу.
Сладкое пристрастие
— Пчёлами я занимаюсь с 12 лет, — говорит пчеловод. — Раньше их мой отец держал, а теперь и сын Николай со своей женой Натальей продолжают семейное дело. Забот с ними круглый год хватает, но бросить всё это и мысли никогда не было. В конце концов, не так уж много у меня пристрастий. Вот, к примеру, ни одного дня в жизни не курил, выпить — изредка могу, а вот без своих пчёлок никак не могу.
Решила и я посмотреть, как живут малышевские пчёлы. К ним, как оказалось, без специального снаряжения лучше даже не соваться. Чем ближе к домикам подходишь, тем громче гул пчелиный слышен. Поначалу даже дух захватывает. Кажется, что сейчас точно какая-нибудь понаглее подлетит и цапнет. В этом году хозяева ещё не успели убрать весь мёд, и вот пришлось потревожить трудолюбивых питомцев. Зато я смогла посмотреть своими глазами, как вскрывают соты и как работает новенькая электрическая медогонка. Это хоть и дорогое устройство, но зато сильно облегчает труд пасечника. У Малышевых сорок ульев стоят в огороде.
Кстати, существует много примет, связанных с поведением пчелы. К примеру, если пчёлы тщательно заделывают щели и леток прополисом — жди суровой зимы.
Жалко только, что век у пчелы короткий. Из домашних — матка живёт около трёх лет, а вот рабочая пчела дней сорок. Хозяева оберегают медоносок всеми возможными путями, даже специальные ловушки на пчелиных врагов делают, на ос, шершней. А пчёлки им не только целебный медок приносят, но и урожай овощей, фруктов и ягод, ведь проблем с опылением у них не бывает. Иногда даже лечат своих хозяев. Заболит, к примеру, у кого-нибудь спина или нога, они пчёлку поймают и к больному месту приложат. От укуса боль через некоторое время затихает.
А недавно Василий Иванович со своим мёдом ездил в Новгород на областной конкурс.
— Никогда нигде не бывал, — говорит, — а тут поехал.
— Так вы что, в город не ездите вообще? — спрашиваю я.
— Не, — отвечает, — город-то я хорошо знаю, что надо и с завязанными глазами найду. Сейчас в основном за запчастями езжу, а в молодости гонялся на тракторе — то корма брал, то скотину сдавал. Теперь уже всё, отъездил, но когда бываю, то люблю пешком ходить, из-за пары остановок в автобус не сажусь, лучше пройдусь. Мне надо всё поглядеть, ведь я любопытный, — смеётся.
— Ну, а насчёт конкурса, так там почти все участники уже по нескольку раз были, каждый год ездят. А я ничего не знаю, встал в стороночке со своим медком, так и простоял. Поэтому мне лично в Шимске на празднике больше понравилось, там всё удобнее, лучше как-то было.
Но Малышев всё равно не отчаивается, ведь не в его это характере. И если получится, на будущий год опять поедет. Тем более мёд у него, ну очень вкусный, говорю так, потому как сама лично попробовала.
Четыре трактора и два «немца»
— Самые хорошие времена были, когда мы вместе с ребятами работали, — говорит Василий Иванович с грустью в глазах. Судьба распорядилась так, что из трёх его сыновей остался один Николай. На нём теперь и держится всё отцовское хозяйство — и дом, и огород, и любимые пчёлки.
А в те — хорошие времена, отец вместе с сыновьями работал в совхозе. Тогда во дворе их дома стояло много разной техники — четыре трактора и два «немца» (силосный комбайн и косилка немецкого производства), не считая телег, сеялки и других всяческих приспособлений. Всю технику тогда Малышевы ремонтировали сами.
До сих пор Василий Иванович, как говорит он сам, любит «грезиться с железяками». Многое из того, что я увидела во дворе, сделано своими руками. Вот, к примеру, самодельное устройство ДКУ, а предназначено оно для того, чтобы яблоки молоть. Назвал его наш умелец в честь одноимённого устройства, с помощью которого перемалывали ветки. Посмотрел принцип работы и соорудил его маленькое подобие.
Признаюсь, раньше я такой техники никогда не видела, да и придётся ли когда-нибудь ещё? Ведь экземпляр-то в единственном числе, можно сказать, уникальный. Сделан он наполовину из нержавейки, тут пригодился и бак от уже ненужной стиральной машины, и ножики, которые были куплены для шинковки, и детали от других устройств. Благодаря этому аппарату у Малышевых каждый год около ста литров яблочного сока наделано. Такого натурального напитка в магазинах точно не купишь.
Посмотрела я и различные приспособления к тракторам, которые полностью сделаны или доработаны у Василия Ивановича — телеги, плуг, косилка, сажалка. С такой техникой работать на земле одно удовольствие. Под одну только картошку каждый год девятнадцать соток нужно обработать.
Сколько же всего знает и умеет этот человек?! А научила его сама жизнь, ведь образование-то — всего два класса.
Так и живёт уже восемьдесят второй год Василий Малышев в любимых Сосницах. В деревеньке, что находится прямо на берегу реки Шелонь. Здесь жили его отец и дед. Места здесь очень красивые, потому, наверное, они так любимы новгородцами и питерцами, которые строят дачи и приезжают отдыхать сюда каждое лето. А как же их не любить? Здесь кругом леса и речка под боком. Хочешь, отдыхай, не хочешь — работа в деревне всегда найдётся. И уживаются местные жители с дачниками неплохо. Как говорит Малышев, — все люди, все одинаковые.
К сожалению, теперь всё реже можно встретить в деревнях коренных жителей, которые поколениями живут на родной земле и искренне любят её. Дай бог здоровья и сил Василию Ивановичу, который продолжил дело своего отца и передаёт все знания и умения сыну.
Елена ГОЛУБЕВА
Фото автора
Опубликовано в газете 26 сентября