Ведущими первых в Любытине публичных мастер-классов по работе с глиной выступили подростки, выпускники Любытинской школы искусств
Центробежная сила гончарного круга
Веснущатая девчушка склонилась над гончарным кругом, от усердия забавно высунув кончик язычка. Лодочкой из сложенных ладошек она старательно накрывает комочек глины, который послушно следует за каждым движением еще неумелых пальцев. Она сама, склонившийся рядом отец и их наставник, худощавый внимательный парнишка, затаив дыхание смотрели, как вытягивается, обретает форму и свои неповторимые черты маленький глиняный горшочек. Первый в жизни этой девочки, сохраняющий уникальный рисунок её ладоней и опыт целой исторической эпохи.
Помню, что в ходе фестиваля «Княжья братчина» Влад Федоров, ведущий мастер-класса по работе на гончарном круге, с трудом выделил несколько минут на общение со мной. Стоимость обучения невелика, 100-150 рублей, поэтому недостатка в участниках не было.
— Наш основной контингент – дети в возрасте до 12 лет (видимо, в силу любознательности). Подходят и взрослые люди, которым уже доводилось работать с глиной. Особенность состоит в том, что именно гончарная лепка требует значительной физической силы, да и от брызг глиняной взвеси даже специальный фартук не всегда защищает. В среднем на одного человека у меня уходит 10 минут, начатое дело все доводят до конца. Один из самых юных моих учеников – 3-х летний мальчик, в какой-то момент мне показалось, что дело безнадежное, не потянет и чисто физически. Но наше правило – дать посетителю мастер-класса возможность выразить себя, а не подменять его усилия в каждой мелочи. Вот и у него получилось! Этим гордились не только он и я, но и все, кто находился рядом, - рассказывал Влад.
Неподалеку – еще один стол. Здесь мэтром работает друг Влада, Егор. Участники его мастер-класса лепят глиняные игрушки, одновременно за столом находятся по 3-4 человека. У Егора дар делать глиняные изделия одушевленными, забавными и лукавыми, как и положено по статусу. Поэтому здесь весело, шумно, но молодой человек тактичен и терпелив. Даже если у глиняной лошадки шея получается как у жирафа – всегда найдет способ и уровнять, и сохранить идею. Кроме того, он уже почувствовал, что такое рыночная коньюнктура: вначале предлагал посетителям лепить свистульки и дело шло ни шатко, ни валко. А потом вылепил и поставил в центр стола свою коронную лошадку – и люди на лепку стали в очередь выстраиваться.
Мастер-класс – от слова МАСТЕР
В день проведения «Княжьей братчины» территорию мастер-классов наши мальчики покинули последними. Признаются, что устали – несмотря на то, что оба занимаются спортом и имеют разряд по жиму штанги, отработать до 6 часов к ряду с упругой, как эспандер, глиной – все равно, что сделать марш-бросок. Несмотря на то, что на «Княжьей братчине» они преподали начальный урок лепки не менее чем четырем десяткам человек – считают себя не мастерами, а подмастерьями. Дескать, вот их наставник, преподаватель Любытинской школы искусств, Евгений Никандров – вот это МАСТЕР. Елена Федорова, председатель комитета культуры, спорта и туризма их мнение разделяет – собственно, вокруг личности Евгения Александровича идея с проведением мастер-классов и строится. Хотя сам он стоически придерживается истинно творческого, а никак не ремесленного вектора развития своего искусства.
— Когда руководство комитета решало, чем и как наиболее наглядно можно представить Любытинский район на форумах, презентациях и выставках разного уровня – в фокусе оказалось главное. Наши уникальные природные глины и удивительный талантливый человек, который с ними работает сам и учит этому других – Евгений Александрович Никандров. Между прочим, это только в Любытинском районе глиняные поделки – вещь сама собой разумеющаяся, которой только ленивый не занимался. А в целом по области керамика представлена весьма скромно. Поэтому комитетом культуры был разработан проект «Сиреневые глины», на реализацию которого в 2012 году и получен денежный грант. На областные деньги мы приобрели два профессиональных гончарных круга, и стали готовиться к выходу в экономическую нишу, — рассказывает Елена Сергеевна.
Поскольку у самого мэтра не было и не могло быть времени на поездки по «экономическим площадкам», решили задействовать его учеников, выпускников школы искусств. Выбор пал на Влада и Егора. Не скроем, особого энтузиазма ребята не проявляли – как и любые подростки, 14-летние парни имеют множество увлечений и большой круг друзей. И так дай Бог за всем успеть.
Первый опыт – выезд на презентацию туристических площадок Новгородской области в В.Новгороде – получился не слишком удачным. В мастер-классе участвовал только 1 человек. Затем вышли на празднование дня поселка Любытино, где лепкой заинтересовалось более 10 участников, позднее был аншлаг в «Княжьей братчине». Потом выезжали в Неболчи и Хвойную. Нарабатывался не только опыт, но собственный «кодекс» - общения, психологических тонкостей работы, да и просто элементарного терпения и выдержки. Чтобы поддержать ребят, руководство комитета культуры трудоустроило их на период летних каникул в городской дом культуры – расписывать деревянную сувенирную продукцию (к слову, вся она «на ура» была продана в ходе массовых праздников в районе). Мальчики получили не только возможность заработка, но и свою первую запись в трудовую книжку.
Что же из этого следует?
Вдохновленный успехом мастер-классов, актив учреждений культуры завершает разработку продолжения проекта «Сиреневых глин», который будет представлен на областной конкурс в этом году, с реализацией в 2015 году. Согласно ему, мастер-классы должны представлять собой мероприятие не только развлекательное, но и просветительское. В случае получения областной поддержки, планируется отснять фильм о пути глины от земли до гончарного круга, создать экспозицию керамических изделий и подготовить экскурсоводов из числа учеников школы искусств и только потом предлагать участие в процессе лепки и работы на гончарных кругах. И уже с такой программой начать выезды по городам и весям. Проект будет ориентирован прежде всего на детей и подростков – одни будут участвовать в качестве посетителей, другие – проводить мастер классы.
А пока Егор и Влад собираются принять участие в работе тяжелой и малопрестижной – непосредственной подготовке к работе местной, любытинской глины. Ежегодно Евгений Никандров весь объем рабочего состава для школы искусств заготавливает в одиночку. Самое трудоемкое здесь – накопать глину, протереть её через сито, удаляя инородные примеси. Зачем столько усилий? Да просто покупная, испанская глина очень тяжела в работе. Между прочим, по цене 40 рублей за кг, а в день школа тратит до 10 кг глины. Если дать её новичку – желание лепить можно отбить раз и навсегда.
Так желание любытинских ребят овладеть мастерством пестовалось и поддерживалось годами. Возможно, теперь пришло их время – поделиться радостью творчества с другими.
Кира Соболева
Фото из архива комитета культуры,
спорта и туризма района
Опубликовано в газете 26 сентября