В 2003 году мне, тогда ещё корреспонденту «Нашей жизни», довелось побывать в деревне Вотроса, сфотографировать внешний вид и интерьер одного из домов, на который, учитывая его историческую ценность, обратили внимание сотрудники Новгородского объединённого музея-за-поведника, после чего в районной газете и появилась повествующая об этом публикация.Тогда, одиннадцать лет назад, было принято решение сделать стремительно ветшающее строение экспонатом музея деревянного зодчества «Витославлицы». Дело оставалось за «малым» — договориться с владельцами дома, приобрести его у них, разобрать, перевезти и вновь собрать, предварительно подвергнув реставрации. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — если первые этапы заняли считаные месяцы (дом перевезли уже в 2004 году), то последний затянулся на добрый десяток лет, что неудивительно, ведь процесс реставрации (исполненной по проекту ведущего архитектора Виктора Попова) спешки не терпит. Наконец, минувшим летом история получила продолжение, и я вновь с удовольствием возвращаюсь к этой теме.
5 июля 2014 года преображённый дом открыл свои двери первым туристам и, следует заметить, тот облик, в котором он предстал перед ними, не может не вызвать восхищения.
Краткая историческая справка: новый эскопонат Витославлиц именуется домом Добро-вольских, поскольку был срублен в 1880‑х годах Яковом Михайловичем и Прасковьей Васильевной Добровольскими. Позже он был оставлен в наследство сыну Алексею (1899–1983) и трём дочерям: Александре (1897–1976), Дарье (1904–1985) и Прасковье (1912–1990).
Дом Добровольских состоит из традиционной избы-двойни, клети с подклетью и хозяйст-венного двора. Тут, скорее всего, следует пояснить, что из себя представляет изба-двойня — это когда рядом с существующей избой строится ещё одна, после чего обе объединяются общей крышей. Как было сказано выше, первоначальная, зимняя, датируется 1880‑ми годами, а в 1910‑х годах к ней пристроили летнюю избу-пятистенок, крышу покрыли дранкой. Избы соединены передними сенями с наружным крыльцом и задними. В глубине передних находится нужник, к задним примыкает двухъярусный хозяйственный двор, в нём двухъярусная же клеть, в нижней части коей располагается подклеть, а в верхней — сарай. Заднюю часть двора занимает хлев.
Музейщики вдохнули жизнь в дом Добровольских дважды — в буквальном смысле, когда отреставрировали и музеефицировали его, и в переносном — придав в общем-то не свойст-венное ему функциональное значение. Другими словами, посетители теперь любуются не только и не столько самим домом (хотя он интересен и сам по себе), сколько организованными там тематическими экспозициями. Первая, устроенная в летней избе, называется «Приход торговца-разносчика». Профессия эта возникла в XVIII–XIX веках, когда деревенские жители только начали потреблять городские товары, и исчезла с установлением постоянной торговли по городскому образцу. С наступлением осени в деревни и сёла съезжались на лошадях и сходились пешие разносчики с мелким и «красным» товаром: тканями, сукном, мехами, шалями, платками и прочим. Товар продавали как за наличные, так и обменивали на крестьянскую продукцию: яйца, лён, масло, ягоды, грибы и так далее. Мелкий галантерейный товар (иголки, пуговицы, напёрстки, игральные карты, гребни, шнурки, кружево, нитки, чулки, ножики, дешёвые духи, семена огородных растений, карандаши, перья, ручки, «серу горючую и мыло вонючее», и так далее) крестьяне предпочитали покупать у пеших торговцев, именуемых расхожими продавцами, офенями, коробейниками. Каждый формировал свой ящик с товаром сообразно потребностям каждой деревенской или сельской семьи. Чем более отдалённой была местность, тем реже туда заглядывали конкуренты, соответственно, повышались шансы продать тавар по более высокой цене.
Торговцев книгами называли книгоношами. Именно с их помощью сельчане знакомились с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гаршина, они же были порой единственным источником информации. Так крестьяне постепенно втягивались в товарно-денежные отношения, покупая различный товар и продавая то, что могли изготовить собственными руками.
В зимней же избе представлен шерстобитно-валяльный промысел, которым занимались во многих деревнях Новгородской губернии. Тема эта возникла не случайно — в доме Добро-вольских был обнаружен лучок — приспособление для разбивки шерсти. В экспозиции демонстрируется процесс валяния валенок, там представлены основные орудия труда: решётка, било, колодки, валёк, шарки, каталка, затиры и всё тот же лучок. Помимо валенок, шерстобиты-валяльщики (катальщики, катовалы, чиновалы, шаповалы) изготавливали шляпы, рукавицы, войлок, подхомутники для хомутов.
Судя по многочисленным разнообразным инструментам, сохранившимся в доме, Яков Ми-хайлович и его сын Алексей были мастеровыми людьми. В частности, обнаружены заготовки корзин, спинки для кровати, жом для выжимания льняного и конопляного масла, подставка и вьюшка для перемотки ниток, продольная пила, табакорезка, бондарный инструмент и многие другие. Есть сведения о том, что Алексей Яковлевич Добровольский занимался плетением, витьём верёвок.
Подводя итог всему сказанному, остаётся только порадоваться, что одному из самых интересных строений Пестовского района удалось избежать той незавидной участи, коя постигла его ровесников — дом возродился, и ныне каждый желающий может зайти туда, ощутить незримое присутствие людей, которых давно уже нет среди ныне живущих, почувствовать дух минувшей эпохи, мысленно заглянуть в глубину веков.
Кстати, дом Добровольских — не единственный представитель Пестовского района в Ви-тославлицах. Буквально бок о бок с ним стоит перевезённая в 1993 году из деревни Устье-Кировское изба К. А. Утёнковой, датированная 70–80‑ми годами XIX века. Но это уже совсем другая история.
Михаил РОГАЛЕВ
Фото автора
Опубликовано 25 сентября №75