На них держится фермерское хозяйство Николая Бандурина
Деревня Большой Ужин, в которой живут Николай Алексеевич и Валентина Владимировна БАНДУРИНЫ, немалая — больше 70 домов. Сюда проложена асфальтированная дорога; обещают, что скоро и природный газ проведут.
— Так что заживем мы с тобой, Валентина, еще лучше, — улыбаясь, обращается к жене Николай Алексеевич.
— А разве плохо живем? — отвечает она. — Одеты, обуты, сыты. Что еще нужно? Главное — было бы здоровье, а хозяйство прокормит.
С Николаем Алексеевичем и Валентиной Владимировной мы стоим на краю их огорода в 38 соток. Николай Алексеевич показывает и рассказывает: 20 соток — картофель, его уборка завершена, в расчете на гектар вышло более 400 ц клубней. Собранный урожай — в подвале, вымощенном кирпичом. В нем что зимой, что летом — одна температура, около 2 градусов тепла, то, что надо для хранения урожая. Как у хорошего хозяина, картофель находится в ящиках и отсортирован: в одних ящиках — на семена, в других — на еду, в третьих — на продажу. Около тонны предназначено на корм скоту.
— Мы о животных в неменьшей степени заботимся, чем о себе, — говорит Валентина Владимировна. — Вот видите ряды зеленеющей листвы. Это гибрид кормовой свеклы. Для коров он — как для человека конфетка. Положишь корнеплоды в кормушку, они оторваться не могут. Прибавка в молоке — уже на второй день. Еще недели две корнеплоды порастут, пока накопят максимальное количество сахара, и начнем их убирать. На зиму запасаем более пяти тонн.
Коров в хозяйстве — две, но какие! Молока дают много. Вкусное и жирное. От покупателей отбоя нет. Звездочка и Изольда — так ласково зовут своих кормилиц Бандурины. Из надоенных за год 10 тонн большая часть идет на продажу. Продают как сырое молоко, так и масло, творог, сметану.
— Летом, когда в деревне много дачников, и спрос на молоко большой, только раз в неделю езжу в Старую Руссу, в остальное время года — по два раза, — говорит Николай Алексеевич. — Привожу я свой товар в учреждения многие годы не только в определенные дни, но и в обозначенное время. Там у меня свои покупатели, и если по какой-то причине я не приехал, что бывает крайне редко, телефон не умолкает: почему?
Валентина Владимировна добавляет, что трехлитровую банку молока они в деревне продают по 100 рублей, в городе с учетом доставки — на 20 рублей дороже, масло в Старой Руссе продают по 500 рублей за килограмм, в деревне — по 400. Дифференцированы цены на сметану, творог. Из этого — вывод: коровы приносят немалый доход.
В хозяйстве Бандуриных есть и пасека — одна из крупных в округе. Пчел держат с 1996 года, когда первый улей поставили в саду на самом видном месте и искали, где бы приобрести пчелосемью.
— Неделю-другую мы думали, где бы пчел купить, знакомых и друзей расспрашивали, — вспоминает Валентина Владимировна. — И вот, как сейчас помню, 2 августа, на престольный праздник Ильи-пророка, перед обедом в наш улей залетел рой. Вскоре за ним пришел хозяин и забрал. Спустя некоторое время прилетел второй. Подумали, что не случайно. С этого роя все и пошло. Пророк Илья помог, он же — покровитель пчел.
Сегодня на пасеке у Бандуриных — свыше 40 пчелосемей. За количеством они не гонятся, стараясь за счет хорошего ухода получать максимум. По словам Николая Алексеевича, нынешний год оказался весьма удачным. В среднем с пчелосемьи по 50 кг меда собрали.
А еще они с особой гордостью говорили о Браслете, о лошади своей. Я не удержался и спросил, зачем им в век машин лошадиная сила.
— Нельзя в деревне без лошади, — ответил Николай Алексеевич. — Огород на ней пашем, картошку сажаем, окучиваем. Немало дел, где без нее не обойтись. Еще держим, потому что дочь Аня в ней души не чает.
Аня учится в 9 классе. Как приходит из школы, бегом за деревню, где пасется Браслет. Лошадь увидит ее и — навстречу, в надежде получить гостинец. Аня гоняет верхом как заправский наездник. Вечером, когда Браслет возвращается с пастбища, останавливается у двора и ногой стучит в дверь, чтобы встречали и угощали сахаром, сушками, булкой или морковкой.
Часть кормов для своего скота Бандурины запасают с огорода да еще ежегодно 20 т сена заготовляют. Для этого есть косилка, грабли, трактор МТЗ-82.
— Раньше был МТЗ-50, которому было лет сорок, и мы не знали, как его поменять, — говорит Николай Алексеевич. — Наверное, и сегодня бы с ним маялись, не появись несколько лет назад президентская программа по поддержке сельского хозяйства. Взяли в банке кредит на покупку трактора на пять лет под 18% годовых, государство субсидировало нам 14% за него. Так и обзавелись новым трактором.
Слушая Николая Алексеевича и Валентину Владимировну, я восхищался их оптимизмом, трудолюбием и энергией. За время долгого разговора никто из супругов словом не намекнул, как порой бывает трудно. Глядя на них, понимаешь, что на таких людях наша деревня держится.
Василий ПИЛЯВСКИЙ
Фото автора
Опубликовано в газете 1 октября