Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

Последний полёт «тигра»

В парфинских болотах найден американский самолёт, сбитый над Старой Руссой

В ходе «Вахты памяти» в сентябре найден ещё один самолёт американского производства Р-40 Kitty Hawk. 27 февраля 1943 года советский летчик, управлявший этой машиной, был сбит над Старой Руссой и упал в районе деревни Урочище Федорова (Парфинский район). Сейчас этого населенного пункта практически не существует.

Зоркие «соколы»
Поисковые мероприятия проводились отрядом «Сокол», в который входила и группа «Словене», состоящая из сотрудников Новгородской службы судебных приставов, сообщает пресс-служба этого ведомства. Помощь поисковикам в обнаружении этого самолета оказали местные жители.

По словам руководителя отряда Игоря Куна, сохранилось примерно 60% Kitty Hawk. «Найдено немало фрагментов обшивки, деталей и узлов, на которых имеются номерные знаки, — уточнил он. — Известно, что на самолетах этого типа воевали три авиационных полка, и все они принадлежали 239-й истребительной авиационной дивизии Северо-Западного фронта. Дивизия была сформирована 12 июня 1942 года на основании Приказа ВГК № 00117 от 6 июня 1942 года на базе 6-й Ударной авиационной группы и до 18 марта 1943 года под командованием полковника Георгия Иванова воевала в составе 6-й Воздушной армии. 18 марта ей было присвоено звание 5-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Также мы знаем, что 27 февраля 1943 года на Новгородчине были сбиты два самолета типа Kitty Hawk. Это поможет в определении фамилии сбитого летчика во время работы в архиве.

Поиску номерных деталей способствовала сухая осенняя погода. Затяжное бабье лето позволило воде уйти, обнажив обломки самолета. «Мы углубились в землю почти на три метра, — рассказал судебный пристав Павел Павлов. — Часть агрегатов пришлось поднимать на поверхность с помощью ручной лебедки. Болотистая местность давала о себе знать — сил потратили немало, но очень рады, что не зря».

Уже известно, что самолет принадлежал 10-му истребительному авиаполку. Всего же отряду «Сокол», действующему в составе поисковой экспедиции «Долина», в уходящем году удалось обнаружить останки 100 советских воинов. Летчик сбитого Kitty Hawk оказался 101-м.

Ястребиные когти
Вообще Kitty Hawk не так-то просто перевести с английского на русский язык. Если дословно, то получается ерунда: Kitty — котенок, а Hawk — ястреб. То есть котенок-ястреб. Но оказывается, Kitty — это еще и жаргонное прозвище тигра. Значит, тигр-ястреб. «Ястреб» — не наше «ястребок», как называли в военные и послевоенные годы истребители. Поэтому переводится словосочетание как «летающий тигр».

Надо сказать, что советские летчики были невысокого мнения об американских машинах. Вот что писал в своих воспоминаниях «6-я Воздушная армия в боях 1942–1943 гг.» (в сб. «На Северо-Западном фронте», 1969) генерал-полковник авиации Федор Полынин: «Несмотря на отличные боевые качества и отвагу летчиков, в летних боях 1942 г. у нас получалось не все гладко. В результате недостаточно отработанных, а порой и непродуманных тактических приемов мы несли неоправданные потери. Отрицательное влияние оказывало и то, что истребительные полки были тогда вооружены иностранными самолетами «киттихаук», «харрикейн», по своим летным качествам уступавшим самолетам противника. Это привело к тому, что среди некоторой части летчиков появилось неверие в свои силы. Поэтому вполне естественно, что командование воздушной армии решило во всех авиационных соединениях провести летно-методические конференции, на которых тщательно изучить тактические приемы истребителей противника и те промахи, которые допускались нашими летчиками.

В результате глубокого изучения, анализа и обсуждения проведенных воздушных боев выявилось, что основным недостатком наших истребителей, особенно молодых летчиков, являлась плохая осмотрительность. Находясь в воздухе над территорией противника, некоторые летчики не ожидали атаки врага со стороны нашей территории. Именно по этой причине в воздушных боях было сбито большинство летчиков. Ведя бой над территорией противника, некоторые истребители преждевременно выходили из боя, ставя себя в невыгодное положение.

И наконец еще одно. Истребители открывали огонь по самолетам противника с чрезмерно больших дистанций, преждевременно демаскировали себя и позволяли самолетам противника перестроиться и занять более выгодную для боя позицию.

Проведение летно-методических конференций содействовало нахождению более совершенных и эффективных тактических приемов борьбы с самолетами противника. Командование, партийные и комсомольские организации частей и соединений нашей армии проводили большую воспитательную работу, обучая летчиков-истребителей наступательной тактике».

Фёдор Полынин, автор книги о 6-й Воздушной армииИнформация к размышлению
Есть в этих мемуарах и строки о феврале 1943 года. Напрямую они не указывают на ключ к разгадке тайны найденного «летающего тигра», но дают понимание того, почему он оказался именно здесь.

«Более года авиационные части 6-й Воздушной армии вели активную борьбу с транспортной авиацией противника. Эта борьба началась в феврале 1942 г., с момента окружения основных сил 16-й армии противника в районе Демянска. Борьба с транспортными самолетами продолжалась до второй половины февраля 1943 г., т.е. до ликвидации Демянского плацдарма.

Транспортная авиация противника снабжала окруженные войска боеприпасами, горючим и продовольствием. Вражеская авиация продолжала активную деятельность и тогда, когда фашистским войскам удалось пробить Рамушевский коридор.

Целыми днями кружили в небе вражеские самолеты, сбрасывая на парашютах вооружение, боеприпасы и продовольствие своим войскам, оборонявшимся восточнее р. Пола. Большое количество транспортных самолетов Ю-52 (каждый из них перевозил 2 тонны груза или 15 солдат с вооружением) могло поддерживать жизнь и боеспособность значительного количества войск.

Вначале транспортные самолеты летали без всякого прикрытия, мелкими группами и даже в одиночку, используя облачность и снегопады. Непрерывным потоком вдоль Рамушевского коридора низко над лесом тянулась вереница тяжело груженных «юнкерсов». Надо было срочно организовать охоту за транспортными самолетами, и авиационные части нашей армии активно взялись за выполнение этой нелегкой работы. Истребителям была поставлена задача по перехвату транспортной авиации в воздухе, а бомбардировщикам и штурмовикам — уничтожение ее на аэродромах.

«Охота» за транспортниками противника приобрела массовый характер. Каждый день враг терял десятки транспортных самолетов, но еще с большим упорством продолжал полеты, стремясь оказывать помощь блокированной группировке войск. Однако значительные потери заставили врага резко изменить тактику действий. Он перенес трассу полета транспортных самолетов. Теперь она пролегала над глухой лесистой местностью, на большом удалении от наших аэродромов и расположения войск. По новой трассе, уже не опасаясь огня наших зенитных средств, на бреющем полете шли целые караваны «юнкерсов».

Нужно признать, что такие действия вражеского командования намного осложнили дальнейшую борьбу с вражеской авиацией. Дело прежде всего в том, что подготовка аэродромов в районе отдаленной трассы требовала от нас времени и осложнилась бездорожьем…

В конце февраля 1943 г. началось изгнание фашистов за р. Полисть и борьба за освобождение древнего русского города Старая Русса. Эта борьба затянулась на многие месяцы.

Демянский «мешок» противника был ликвидирован. Перестал существовать и Рамушевский коридор. Но гитлеровцы принимали меры, чтобы удержаться на рубежах рек Пола, Ловать, Редья и Полометь. Перед фронтом наших войск эти реки образовали четыре естественных препятствия, тянувшихся с юга на север параллельными линиями. Укрепив реки многочисленными фортификационными сооружениями и огневыми средствами, фашисты превратили их в мощные линии обороны на подступах к Старой Руссе. Располагая хорошими дорогами на запад от Старой Руссы, они успели перебросить в этот район сильные резервы».

Алиса СЕЛЕЗНЁВА
Фото из архива «НВ»

Опубликовано в газете 8 октября

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА