Учительница волотовской школы Мария Филивёрова в этом году ушла на пенсию, но ее успехи помнят и коллеги, и ученики.
Мария Николаевна почти всю жизнь проработала в Волотовском районе и подготовила не одно поколение успешных людей.
- Мария Николаевна — учительница от Бога, она в совершенстве владеет методикой преподавания, и с годами ее мастерство постоянно росло, - отмечает директор средней общеобразовательной школы поселка Волот Тамара Творогова. - Мария Николаевна всегда добивалась высокого качества знаний своих учеников, проводила дополнительные занятия, а также уделяла много времени и внимания более слабым школьникам. По итогам аттестации средний балл по русскому языку в волотовской школе всегда был выше, чем в среднем по области. Кроме того, учительница охотно делилась своим опытом с коллегами, проводила открытые уроки. Успехи Марии Николаевны Филивёровой отмечены грамотами Министерства образования РФ, департамента образования и молодежной политики Новгородской области. Ее фотография висит на доске почета в нашей школе.
В школу на тракторе
Мария Николаевна родилась в соседнем Старорусском районе, окончила Новгородский педагогический институт и в 1978 году приехала по распределению в Волотовский район. Поначалу учительница работала в школе в деревне Ратицкие Горки, а затем перешла в школу поселка Волот.
- Самое интересное в жизни учителя — это дети, - говорит Мария Филивёрова. - Отмечу, что учителю важно не только передать знания, но и понять причины плохого поведения ребенка — почему он капризничает? Может, дома не все ладно? Я убеждена — детей нельзя обижать, унижать, оскорблять. Но при этом не стоит с ними и заигрывать. Нужно просто уважать мнение ребенка, уметь прислушиваться к нему. Ведь недаром говорят - хотите быть услышанными, научитесь слушать другого.
Любимых учеников у Марии Николаевны нет, ко всем детям она относилась одинаково хорошо. Даже хулиганы по-своему интересны.
- Мне приходилось работать с детьми, которых было сложно привлечь к учебе, - вспоминает учительница. - Особенно запомнился мне один ученик — хулиган Ваня, который иногда прогуливал уроки. Жил он в соседней деревне, и как-то раз, чтобы вернуть Ваню в школу, мне пришлось ехать за ним на тракторе — ведь дорог не было. Теперь Иван стал успешным человеком.
Юные артисты
Стоит отметить, что взаимопониманию учительницы и детей помогало общение и вне уроков. Мария Филивёрова ездила с классом на экскурсии в Москву, Белоруссию, Великий Новгород, ходила в походы по Волотовскому району и на озеро Ильмень.
Моя собеседница убеждена - в преподавании нужно искать новые творческие методы, которые соответствуют потребностям ребенка. В этом ей во многом помогло постоянное самообразование, творческий поиск. Так, Мария Филивёрова четыре года училась в Москве на курсах повышения квалификации, где осваивала новую нетрадиционную систему образования.
Как рассказала педагог, почти все дети любят выступать на сцене, они артисты, поэтому они с учениками нередко разыгрывали сценки из литературных произведений, куда были включены и музыкальные постановки. Кроме того, на уроках школьники смотрели отрывки из различных фильмов, например, «Тарас Бульба». Музыка, театр, кино пробуждают у детей интерес к литературе. Важно также, чтобы старшие дети подавали пример младшим. Например, на одном из литературных вечеров одиннадцатиклассник прочитал стихи Есенина с таким выражением, что младшие школьники заслушались.
- Не следует думать, что дети сейчас не читают. Дети читают, но изменилась форма литературного произведения, - отмечает Мария Николаевна. - Если раньше мы читали книги, то теперь у ребят есть компьютеры, планшеты. Но не все произведения классической литературы всегда понятны для школьников. Например, в текстах Пушкина и других авторов встречается лексика, вышедшая из употребления и потому не известная детям. Рассказывая на уроке о творчестве Пушкина, учитель должен раскрыть эпоху, в которой жил поэт, его биографию, исторические события того времени. Например, в шестом классе мы изучали произведение «Дубровский». Действие происходит в эпоху крепостного права. В основе произведения — сложные отношения взрослых людей. Школьники могут понять такой текст только благодаря разъяснениям учителя. В то же время классическая литература актуальна и в наше время. Она отражает всю человеческую жизнь, все эмоции, чувства, переживания. Например, «Война и мир» раскрывает такие понятия как дружба, семья, честь, служение Отечеству. Читая роман, ребенок получает жизненный опыт, который несомненно пригодится ему в дальнейшем.
К слову, далеко не всегда классические литературные произведения оторваны от реалий жизни современной молодежи. Так, на литературном вечере, посвященном юбилею Пушкина, ученики Марии Филивёровой ставили сценку из «Евгения Онегина» — разговор Татьяны с няней. Драматизм этого эпизода в том, что Татьяна совершила неординарный для своего времени поступок — первая написала письмо мужчине. Разве эта тема не актуальна и сегодня?
- Времена проходят, а чувства людей не меняются. С проблемой выбора человек сталкивается почти каждый день. На одном плече у нас сидит ангел, на другом — дьявол. Что выберет человек — добро или зло? Правильное решение подскажут книги, - отмечает педагог.
Светлана Горина
Фото автора