Олимпийские игры для учителя физкультуры — не проблема
Третий год подряд на областном конкурсе «Учитель года» присутствует номинация «Учитель здоровья». Наталья СВЕТЛАКОВА два года оценивала свои возможности, изучала требования к участникам. А год назад решилась: пришла к директору школы и заявила, что хочет выступить на региональном состязании педагогического мастерства.
И заняла второе место…
Держать темп
Улыбчивая молодая женщина встретила меня на пороге физкультурного зала школы № 8.
— В спорте я — с детства. Так что вопросом, кем быть, не задавалась, — говорит Наталья Васильевна, и голос ее эхом отдается в большом зале. — Учительствую больше десяти лет. И ни разу не пожалела. Абсолютно согласна, что уроков физкультуры должно быть не менее трех в неделю. Классов много, и ребят в них тоже, так что иногда приходится занятия сразу для двух групп учащихся проводить. Но на скамейке запасных никто не сидит. Моя задача — увлечь детей активным времяпровождением, показать, насколько интересными и азартными, в хорошем смысле слова, могут быть спортивные игры.
В зал заглядывает мальчуган: «Наталья Васильевна, мы уже готовы. Можно заходить?».
Первоклашки выстраиваются в ряд. Учительница дает команду подтянуться, подравняться и рассчитаться по порядку. «Первый, второй… — громко выкрикивают дети. — Восемнадцатый.., двадцать второй…
— Стоп, — прерывает расчет Светлакова, улыбаясь. — Придется, видимо, нам с вами еще и порядок цифр повторить. После восемнадцати что идет? Правильно, девятнадцать, а потом — двадцать. Давайте-ка еще раз и без ошибок…
После того как первоклашки разобрались, что их в зале 20 человек, началась разминка: дети бегали, прыгали, ходили гуськом, махали руками, пританцовывали. А потом Наталья Васильевна спросила, кто из ребят хочет в роли преподавателя побыть и провести зарядку, показывая всем, что делать. Выбрали физрука, и он, гордый собой, встав в центре, стал показывать упражнения.
— В отличие от других школ у нас учитель физкультуры берет класс и ведет его до одиннадцатого. Мы знаем возможности каждого подопечного и как их развить, — рассказывает Светлакова. — Да, очень много в последние годы ребятишек с проблемами здоровья. И в начальной школе мы совместно с родителями по каждому такому ученику индивидуальную программу разрабатываем. Безусловно, если ребенку противопоказана физкультура, заниматься он не будет. Но часто ограничения касаются каких-то определенных нагрузок. Нельзя нагружать ноги? Но пресс качать можно, отжиматься можно. Вот мы и подбираем оптимальный вариант.
По словам Светлаковой, школа нацеливает семьи на то, чтобы к окончанию начального звена мальчишки и девчонки если не спортивные секции посещали, то точно гоняли бы на велосипедах, роликах, занимались бы танцами. Если у детей с самого начала школьной жизни появится потребность активно и с пользой проводить время, они и в старшем возрасте этой привычке не изменят.
Путь к пьедесталу
Легко сказать: вовлечь ребенка в спорт. Но как это сделать, ведь бег по кругу да сдача нормативов не способствуют проявлению интереса?
Светлакова говорит, что даже те же нормативы можно подавать через игры. Какие? Да Олимпийские! К слову, своим мастер-классом как раз по древнегреческим играм она и покорила жюри областного конкурса «Учитель года».
— Так уж сложилось, что физкультурников воспринимают часто только как практиков, которые учат ребят бегать, прыгать, подтягиваться, мячи кидать и так далее, — рассуждает Наталья Васильевна. — Конечно, мы этому обучаем, но используем порой необычные методики. Вот я на заключительном этапе учительского конкурса решила показать, как на уроке физкультуры можно совместить знания по истории Древней Греции и спорт.
Она и древние названия видов первых Олимпийских игр применила, чтобы участники мастер-класса их запомнили, и викторину провела на знания спортивных достижений Геракла. И постепенно, от задания к заданию, выстроила игроков по эллипсу — так выглядели стадионы в Древней Греции. Ну, а в заключение предложила побегать.
— Так же через равлекательно-познавательные формы я на уроках и детей втягиваю в спорт, — резюмирует Светлакова. — От своего коллеги из Демянского района, который на конкурсе первое место занял, я на заметку взяла, как можно быстро сплотить новый коллектив, чтобы команда получилась, — это как раз актуально для моих первоклашек.
Что же касается школьных олимпийских состязаний, помимо турниров в классах, задумала Светлакова еще и среди женщин-педагогов своей школы провести такие игры к 8 Марта. Лавровые венки победителям гарантировала.
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото автора
Опубликовано в газете 15 октября