Снег, дождь, солнце, тучи пыли, бензиновые выхлопы - безрадостный антураж работы дорожного мастера. Немногие женщины в русских селеньях желали бы трудиться в таких условиях.
В преддверии дня работников дорожного хозяйства мне посчастливилось встретиться с женщинами, много лет отдавшими этому непростому труду.
- Мне всегда нравились технические специальности, о профессии учителя или врача, как многие мои сверстницы, я не мечтала, - начинает разговор Надежда Сергеевна ЛЯБАХ.
Родилась она в с. Песь, после школы поступила в Боровичский индустриальный техникум, который впоследствии окончила с отличием.
- Всегда хотелось узнавать что-то новое, потому что мне было интересно учиться и после окончании техникума я поступила в строительный институт г. Горький. Получила специальность «инженер строитель». Когда вернулась на малую родину, меня пригласили в администрацию района, где я отработала в отделе капитального строительства 17 лет, - рассказывает моя собеседница.
В 90-хх по воле судьбы Надежда перевелась на должность мастера в дорожный.
- Работы, конечно, хватало. Наш рабочий день начинался спозаранку и заканчивался, как распорядится «погода». Если зима выдавалась снежной, к бою со стихией приступали с пяти утра, - поясняет Надежда Сергеевна.
- А как же семья?- спрашиваю.
- Муж всегда относился с большим пониманием и уважением к моей профессии и к моему делу. Помогал по хозяйству, в воспитании сына принимал непосредственное участие. Я всегда знала, что дома у меня есть надёжный тыл, - отвечает женщина.
Нелёгкой работе дорожного мастера Надежда отдала много лет, и не понаслышке знает все «прелести» этой профессии. Сейчас она трудится в должности начальника производственно - технического отдела - оформляет документы по финансированию и оплате выполненных работ, производит сметные расчёты. И кому, как ни ей знать все тонкости производства.
- Работа у нас во все времена была ответственной. Меняются годы, руководители, а дороги остаются. В преддверии праздника, особенное спасибо хочется сказать Владимиру Павловичу Григорьеву, с которым мы трудились не один десяток лет. Он нас многому научил - порядку, организованности, дисциплине, ответственности за каждое принятое решение и сказанное слово.
Следующая моя героиня, также много лет отработавшая в дорожном – Надежда Васильевна Каравашкина. Конечно, о профессии мастера автомобильных дорог она не мечтала, но после школы поступила в Волховский строительный техникум.
- Родом я из Сокольников, Московской области. Отец у нас на шахте работал, мать экономистом была. Школу я оканчивала уже в Хвойнинском районе, мы много лет прожили в д. Заделье. Куда поступать, особо и не задумывалась, раз выбор пал на строительный техникум, значит, так было надо, - делится воспоминаниями Надежда Васильевна.
Получив профессию техника – строителя автомобильных дорог, Надежда вернулась домой и практически сразу устроилась работать по прямому своему назначению.
Надежда Васильевна и её «богатыри» - рабочие, водители, машинисты погрузчиков и грейдеров, обслуживали участок дороги Хвойная – Анциферово. Весной и летом, как правило, латали дыры в асфальте, клали новое покрытие. Осенью, когда слякоть и холод уже не позволяют ремонтировать асфальтовое покрытие, обрезали кустарники, ставили вешки возле труб. Ну, а зимой у дорожников вообще работы непочатый край.
- В обязанности нашей дорожно-ремонтной бригады входило поддержание своего участка в безаварийном состоянии. И хотя я за рулём погрузчика не сидела и асфальт не укладывала, постоянно находилась рядом с рабочими, контролируя весь процесс. Ведь вся ответственность за выполнение нормативов лежала на мне, - рассказывает моя собеседница.
Задаю вопрос, который с самого начала вертелся у меня на языке:
- Трудно ли с мужчинами работать?
- Как ни странно, легче, чем с женщинами. Ко мне уважительно относились, да и коллектив хороший у нас.
В последние годы Надежда Васильевна работает бухгалтером, общий стаж в дорожном составил 35 лет. Согласитесь, не шутка!
Подведя итог вышесказанному, скажу, не каждому дано увидеть в дорожном строительстве романтику. А этим женщинам было интересно не только проектировать дороги, но и прочувствовать на себе все тонкости дорожного дела. И даже, когда романтика дорожного строительства сменялась прозой жизни, они не терялись, а действовали чётко и грамотно.
Праздников, как известно, у дорожников нет - дорога простоя не терпит. Чуть замешкаешься и авария, за которую спросят сполна. Поэтому и коллектив работает слаженно, каждый связан друг с другом невидимой нитью, от которой, порой, зависят человеческие жизни.
Наталья НИЛОВА
Фото автора