Новгородские леса хранят тайны, многие из которых, может быть, мы никогда не разгадаем
Во время осенней Вахты памяти-2014 поисковый отряд «Рогавский рубеж» обнаружил медальон бойца Красной Армии Тимофея Крупинина. Находка медальона, да и любой другой именной вещи, по которой можно определить имя-фамилию бойца – всегда настоящий подарок для поисковика. А уж если текст на старом листке бумаги можно прочитать тут же, прямо в лесу – душевному подъему нет предела.
Странное обстоятельство
Этот медальон поисковикам удалось открыть не сразу – все-таки он пролежал в земле не один десяток лет. Но металлическая капсула все-таки поддалась, и вот скрученный в трубочку листок с огромной осторожностью начали разворачивать. «Что там внутри? – мысленно думал каждый. – А если будет имя?».
– Сердце замирало, пока открывали. А уж когда поняли, что все читается, такая радость началась! Эмоции переполняли! – не скрывал командир отряда «Рогавский рубеж» Михаил Семёнов, рассказывая об этом волнующем моменте.
На пожелтевшем листке прочли:
«Красноярский край
Боготольского района, село Боготол
Боготольского с/совета
Крупининой Федоре Семёновне
от мужа Тимофея Михайловича Крупинина».
Вроде все понятно, но было тут одно странное обстоятельство – самого-то бойца рядом с медальоном не было…
Для выяснения судьбы солдата поисковики первым делом обратились в обобщенный банк данных «Мемориал». Поисковик интернет-портала показал, что последнее место службы красноармейца Крупинина Тимофея Михайловича, 1986 года рождения, была 80-я стрелковая дивизия; он был убит 20 января 1943 года.
Активное участие в розыске родных красноармейца Крупинина и прояснения его судьбы принимает и Екатерина Макарова, художественный руководитель Тёсово-Нетыльского дома культуры. Вот что она пояснила:
– Все это очень странно: искали бойцов, погибших в 1942 году, а нашли медальон человека, погибшего в 1943-м. Про 80-ю стрелковую дивизию и ее роль в военных действиях в новгородских лесах сведения – очень скупые. Нашли лишь упоминания о том, что она фигурирует в составе 2-й ударной армии. Сейчас мы пытаемся узнать достоверную информацию, где же все-таки захоронен боец. Сделали запрос поисковикам Красноярского края, откуда он был родом. Ждем ответ.
Такой интерес
Итоги работы поискового отряда «Рогавский рубеж», – в составе поисковой экспедиции «Долина», за время последней осенней Вахты памяти таковы: в районе деревни Ольховка найдены останки неизвестных семерых бойцов, погибших в кровопролитных боях 1942 года. В дальнейшем они будут захоронены на мемориале в деревне Мясной Бор.
Историю поискового отряда «Рогавский рубеж» пока нельзя назвать богатой, он был создан сравнительно недавно – в 2011 году. Командиром и основателем является коренной житель поселка Тёсово-Нетыльский Михаил Семёнов. Сам он признается, что в лес, на места боев, похаживал и в юности, но сейчас произошло переосмысление, переоценка своей деятельности. Теперь Михаил Юрьевич пропагандирует главную задачу поискового движения – поиск останков советских воинов, захоронение с воинскими почестями и, если это возможно, установление имен найденных бойцов.
Встретились мы с ним в Тёсово-Нетыльском доме культуры, в комнате Боевой славы, большинство экспонатов которой сейчас составляют находки «Рогавского рубежа».
– Несколько лет назад я пришел сюда, в наш музей, а полки – голые, – вспомнил он, начав рассказ о создании поискового отряда. – Как же так, исчезла даже ложка с инициалами, которую я когда-то нашел в лесу!
В тот момент, видимо, и появилась у этого неравнодушного человека мысль создать свой отряд, чтобы на официальных началах вести в лесу поиск погибших красноармейцев, создавать музей памяти. Есть у него и свой «интерес», а точнее, надежда, может, и – несбыточная. Бабушка Михаила жила в деревне Радони, что неподалеку, и в конце 1941 года один из местных передал ей, что видел в лесу ее супруга, тот был ранен. А позже пришло известие, что дед пропал без вести. Кто знает, может и лежит до сих пор где-то здесь неподалеку среди таких же пропавших без вести красноармейцев…
– Я много читал про 2-ю ударную армию, которую бросили на произвол судьбы. И присоединяюсь к известным словам Суворова о том, что война не закончится, пока не будет похоронен ее последний солдат, – по-мужски твердо заявил командир поискового отряда.
Сейчас в составе отряда – 12 человек, в большинстве своем – люди уже зрелого возраста. Кто-то предан поисковому делу практически фанатично, другие только испытывают себя. Далеко не каждый сможет и по моральным, и по физическим характеристикам участвовать в этой работе. Пройти по лесу за день 15–20 километров – это считается нормой. А обнаружив место залегания бойца, предстоит еще тщательно перебрать землю, аккуратно очистить останки от глины.
– Многие полагают, что как только зашел в лес с металлоискателем, так сразу и нашел что-то или кого-то. На самом деле, мы работаем четвертый год, а на нашем счету всего 24 поднятых красноармейца. Иногда найдешь от человека только одну косточку – позвонок. Что с ним случилось? В какую передрягу попал? – рассуждает Михаил Юрьевич.
Действительно, работа в лесу – очень сложная. Кроме опыта владения основными инструментами поисковика – металлоискателем и щупом, требуется интуиция, чутье и удача. И как в подтверждение этих моих мыслей, командир рассказал случай из весенней вахты. Тогда подняли на полянке несколько бойцов и, по прикидкам, должно было быть здесь их оружие. Восемь человек с металлоискателями обошли все вокруг, и ничего не обнаружили. Как будто не хотел лес отдавать свое. Но командир был настойчив, решил проверить еще раз, и лес уступил – выдал пулемет Дегтярева!
– Находили ли вы немцев? – интересуюсь я.
– Бывало. Обычно немцы своих убитых уносили с поля боя, поэтому встречаются они нечасто. Однако места залегания двоих отмечены в моем навигаторе. Один был с жетоном, я его отдал.
Боевая слава
Как уже отмечалось, экспозиция комнаты Боевой славы Тёсово-Нетыльского дома культуры практически полностью основана на находках, принесенных из местных лесов. Михаил Семёнов рассказал и показал мне наиболее интересные. Вот, к примеру, самодельная терка. Остается только догадываться, что терли на ней бойцы. Множество ложек, некоторые с инициалами. Портсигары, металлические кружки, одна из них совсем мирная, с рисунком в виде собачки. Конечно, – красноармейские звездочки. Из необычных – ладанки. Одну обнаружили уже давно, она неплохо сохранилась, а другая – в числе последних находок, ее предстоит еще почистить.
На одном найденном портсигаре обнаружили надпись – Томаль И.А., на другом – Удалов Николай Александрович, на ноже – Воронов Михаил Александрович. Поисковики узнали, что все трое погибли 32 января 1944 года, они служили в 377-й стрелковой дивизии и числились в списках безвозвратных потерь. Родственников Удалова удалось найти, они проживают сейчас в Боровичском районе, им и передали найденный портсигар.
Как всякий увлеченный делом человек Михаил Юрьевич знает много тонкостей об используемом в годы Великой Отечественной войны вооружении. В комнате Боевой славы немало экспонатов, которые интересно подержать в руках. Вот поначалу непонятный предмет с тремя усиками оказался взрывателем от мин. Михаилу Юрьевичу он был незнаком, пришлось даже искать дополнительную информацию. Другой, более крупный экспонат, соответствующие органы брали на экспертизу, теперь на нем стоит клеймо, что он не представляет опасности. А что это такое – пока вопрос.
Отряд намерен и дальше пополнять экспозицию комнаты Боевой славы. Поисковая экспедиция «Долина» обеспечивает отряд питанием во время Вахты памяти, выделяет ГСМ. Для членов отряда приобрели форменную одежду – берцы, костюмы, головные уборы. Командир сделал заявку на металлодетектор. Пока же все оборудование, которое используется , является личным. Так же как и трактор, на котором до сих пор заезжали в лес на время Вахты памяти. Вроде и неподалеку от поселка ведется поиск, а места здесь непролазные, только на тракторе и можно завезти туда необходимые вещи и оборудование. Как будет в будущем – неизвестно, потому что и с единственным трактором сейчас образовалась большая проблема, на решение которой требуются средства. Хотят в отряде обзавестись и мотопомпой, которая облегчила бы откачивание воды из воронок. Одним словом, одни проблемы решаются, другие возникают. Главное – дело движется, и рогавский лес постепенно раскрывает свои тайны.
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора