Губернатор области Сергей Митин в четверг на прошлой неделе провёл в нашем городе рабочее совещание, основной темой которого стало преодоление последствий серии пожаров, уничтоживших в городе 15 и 29 сентября жильё 46-ти семей.
В программу поездки входило посещение стройплощадки 36-квартирного дома на улице Мерецкова, где следующим летом получат жильё 5 семей погорельцев (все они жильцы домов, планово подлежавших расселению в 2015 году). В конце того же года рядом появится ещё один дом, в котором получат квартиры 26 семей погорельцев, также являющихся участниками программы расселения аварийного жилья. Правительство области проконтролирует своевременность поступления средств (они должны будут приходить с начала года, а не в середине лета), а маловишерская фирма «Новстрой» в связи с особыми обстоятельствами взялась возвести дом по программе 2016 года значительно раньше запланированного срока.
Часть погорельцев обратилась в администрацию района с просьбой о предоставлении временного жилья, у других сгоревшие квартиры не были единственным жильём.
Восемь семей, проживавших в доме на улице Коммунистической, который не признан аварийным, получат помещения в маневренном фонде и будут поставлены на учёт согласно жилищному законодательству. Других вариантов для них пока не просматривается.
Людям, пострадавшим от пожаров, в ближайшие дни из разных источников будет оказана материальная помощь на общую сумму 230 тысяч рублей. Конкретные выплаты зависят от категории граждан – пенсионеры, малоимущие семьи, безработные и т.д.
Губернатор области побывал в центре временного размещения на улице Гоголя и в здании бывшего интерната на улице Революции, где пока предстоит жить погорельцам, поговорил с оказавшимися дома жильцами и выслушал их мнения. В доме повсюду новая проводка, рассчитанная на электроплиты на общей кухне. Есть вода, канализация, подключено центральное отопление. Второй этаж уже заселён. Ремонт на первом этаже интерната закончится в октябре.
НА ЭТОМ можно бы и закончить сообщение о рабочей поездке Сергея Митина в Малую Вишеру: без крыши на зиму никто из обратившихся за помощью не останется. Глава региона выполнил обещание лично разобраться в вопросе, данное погорельцам, обратившимся к нему за помощью 3 октября, в день открытия нового цеха на предприятии «Хасслахерлес».
Короткая информация о визите в Вишеру в тот же день прошла в теленовостях. И тут же посыпались комментарии в Интернете:
Надежда Курмачева
Не посчитал нужным с нами встретиться. Вот так власть, лишь бы людям рты закрыть.
Янина Синильникова
Если только каждый поделится хотя бы одной своей квартирой...
Надежда Курмачева
Сколько можно заниматься враньём?
Екатерина Степанова
Мне интересно, с кем именно лично разговаривал и отвечал на вопросы наш уважаемый губернатор? Я так понимаю: приехал инкогнито, втихушку!?
Инна Петрова (Иванова)
Кто был на этой встрече? Нигде даже объявления не было.
ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, что на это совещание попала я. Журналистов на рабочие встречи обычно не приглашают. Одно дело выдать в эфир или на газетную полосу уже готовые решения. Совсем другое – искать эти решения. Тут уж не до телекамер и микрофонов. И не до митингов.
Нет ничего хуже пожара. Недаром наши предки говорили, что «вор обшарит, хоть стены оставит, а огонь и те приберёт». И ужас, который испытали жильцы сгоревших домов, не дай бог пережить никому. Легко понять женщин и детей, которые теперь с трудом засыпают, прислушиваясь, не трещит ли за дверью огонь. К сожалению, в нашей культуре не принято обращаться к психологам, а такая помощь пригодилась бы наверняка. Стрессом можно объяснить и желание выговориться, переложить часть своей боли на кого-то ещё. Лучше – на самого большого начальника, который, разумеется, может всё и тут же любую беду разведёт руками. Или же пополнит число виноватых.
Когда инициативная группа с самодельным плакатом «Уважаемый губернатор, помогите погорельцам» 3 октября ждала приезда Митина возле ворот деревообрабатывающего предприятия в Комсомольском посёлке, сценарии строились разные. Вплоть до того, что «если губернатор к народу не выйдет, мы ляжем на рельсы и перекроем путь «Сапсанам». Даже полицейские слушали это спокойно, сочувствуя попавшим в большую беду людям.
Губернатор вместе с представителями муниципальных властей к погорельцам подошёл, выслушал их, пообещал разобраться. Телекамеры, ожидавшие сенсаций, переместились на завод. Участники (в основном участницы) пикета разошлись: ложиться на рельсы необходимости не было. Но не оправдались и надежды. Собственно, вариантов у женщин было задумано два. Отдать им немедленно квартиры в новых домах на Мерецкова и Лесной, которые якобы стоят пустыми, а «Маслов придумывает, кому их выделить». Или вручить каждому погорельцу по миллиону рублей, как в Красноярске (там тоже в эти дни сгорел многоквартирный дом), и тогда они сами решат свои квартирные дела.
Последняя идея из разряда фантастики. Красноярск – город с миллионным населением, население Вишеры – 12 тысяч, бюджеты соответственные. Несправедливо, ведь люди везде одинаковые? Наверное, да. Но такова реальность. Кстати, в Красноярске погорельцы тоже уверены, что к ним отнеслись несправедливо. Жильцу «однушки» на ремонт квартиры и покупку нового имущества миллиона хватит, а многосемейному владельцу выгоревшей трёхкомнатной? Есть и другой аспект, о котором, конечно, никто не задумывался. Стоимость «квадрата» по программе переселения сейчас составляет 30 тысяч рублей. Кто-то потерял 15 квадратных метров, кто-то – 50. И всем по миллиону?
Пусть не покажется кощунственным, но проблема нынешних маловишерских погорельцев всё-таки имеет шансы разрешиться с наименьшими из всех возможных потерями. Именно благодаря государственной программе расселения аварийного жилого фонда. Здесь-то и нужно было найти реальные, а не надуманные варианты. Губернатор отвёл на эту работу неделю, занимались ею как в Новгороде, так и в Малой Вишере.
После того как Сергей Митин и отвечающий в правительстве региона за силовой блок заместитель губернатора Игорь Верходанов лично объехали места всех пожаров, чтобы разобраться в их дислокации и составить своё мнение о мотивах поджигателя, все участники встречи переместились за рабочие столы. Ещё по дороге губернатор посулил «настучать» кое-кому за неразбериху. Причины грозного обещания выяснились уже в кабинете.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ на бумаге появились схемы по каждому сгоревшему дому: в каком году подлежал расселению, сколько жильцов, сколько семей проживало. Вот тут-то и всплыли разночтения. В Новгороде губернатору предоставили несколько иные цифры, чем те, которыми оперировали местные власти. О злом умысле или небрежности речи нет. Дело в том, что федеральная программа учитывает квадратные метры и число жителей. Соответственно, все отчёты идут по этой форме. А здесь требовалось число расселяемых квартир, которое не всегда сходится с количеством семей. Напомню, что программа не ставит целью улучшить жилищные условия переселенцев (хотя это и происходит, поскольку люди получают коммунальные удобства, которых прежде у них не было). Её задача – предоставить безопасное жильё, по площади соответствующее имеющемуся. К сожалению, некоторые горожане ютятся на 12 или 15 метрах. Сотворить отдельную квартиру таких размеров нереально, поэтому неизбежны коммуналки.
Одновременно губернатору были предоставлены полные данные по всему намеченному к расселению фонду – по годам (больше всего – 100 – новых квартир в Вишере появятся в 2016-м). Листок с выкладками лёг в его личную папку, а представителям департамента строительства области было дано поручение составить подобные документы по всем районам. Сложилось чёткое впечатление, что эти бумаги не станут желтеть без дела (уже было подтверждение тому, что губернатор обещаний на ветер не бросает. В разговоре с пикетчиками 3 октября Митин пообещал проверить, почему страховые компании якобы отказали им в своих услугах. И проверил. По данным, полученным главой региона, оказалось, что никто из погорельцев не обращался к страховщикам даже за консультацией).
Деньги на строительство жилья для переселенцев из аварийного фонда выделяются, как и говорил на весьма эмоциональной встрече с погорельцами в середине сентября первый заместитель главы администрации района Александр Зайцев, из федерального и регионального бюджетов. Дома изначально строятся с квартирами, рассчитанными на конкретных жильцов – по площади их сегодняшнего жилья. У меня была возможность убедиться, что государственным людям ничто человеческое ни чуждо, в том числе и жалость. Когда рабочая группа осматривала дом №15 на улице Мерецкова, в котором уже начались внутренние работы, Сергей Герасимович Митин дотошно разбирался, нельзя ли в силу форс-мажорных обстоятельств немного передвинуть очередь одних переселенцев, чтобы чуть раньше положенного срока вселить хотя бы семьи с детьми. Вывод получился однозначный, если б даже удалось уговорить кого-то из очередников потерпеть лишние полгода: предоставить квартиры другим погорельцам (кроме пяти семей, для которых они строились в этом доме) невозможно – квадратные метры не позволяют. Нарушать закон никто не станет, как и провоцировать конфликты между жителями аварийных домов – и тех, что сгорели в сентябре, и тех, что целы.
В общем, миф о том, что «Маслов собирается давать новые квартиры по блату» права на жизнь не имеет. «По блату» их не даёт даже губернатор. Кстати, надо развенчать и ещё один миф – про главу района, у которого якобы «пять домов». Хотя большого секрета здесь нет: на выборных стендах совсем недавно была размещена информация о недвижимости Николая Маслова – дом в Малой Вишере и две небольшие квартиры в Петербурге. Но если подходить по-человечески, на кого же ещё они должны быть оформлены, если обе взрослые дочери Николая Александровича – глухонемые? Словом, гуляющий в тех же интернет-изданиях призыв к главе района «отдать один дом, и мы все туда вселимся» можно отнести на счёт всё того же стресса от пяти пожаров за одну сентябрьскую ночь.
А вот договорённость о том, что фирма «Новстрой» берётся за ускоренное возведение ещё одного 36-квартирного дома на улице Мерецкова, где будет 26 квартир для погорельцев, губернатора порадовала. В любом строительстве камнем преткновения являются выделение земли, наличие газовых, водопроводных, канализационных и электрических сетей. На участке, где будет стоять дом №17, с этим проблем нет: Сергей Фёдоров давно его обустроил в плане инфраструктуры, а значит, сроки строительства можно сделать предельно сжатыми. Хотя подрядчику на этот раз придётся особенно трудно: большинство сгоревших квартир по метражу были небольшими. И любой специалист подтвердит, что это значительно удорожает строительство, но при этом бюджетные средства, выделяемые на каждый квадратный метр площади, не меняются.
НАВЕРНОЕ, кому-то скучны все эти подробности, но при зрелом размышлении трудно не согласиться, что на митингах такие вещи не решаются. Сколько ни причитай в голос перед телекамерой, дом быстрее не построишь. Нет, к сожалению, у главы региона и потайной комнаты, набитой деньгами, чтобы выдать всем нуждающимся по миллиону. 230 тысяч рублей, которые предназначены пострадавшим, сумма, прямо скажем крохотная, если её разделить на всех. Сердце сжимается, когда в комнатах интерната или здания на улице Гоголя видишь раскладушки и какие-то вещички на вбитых в стену гвоздиках. Беда… Но всё-таки надо честно признать, что при поддержке региональных властей Вишера сегодня справилась с самыми острыми её последствиями. Намечены конкретные планы, и работа по ним уже началась. Разве не этого добиваются погорельцы, днюющие и ночующие в виртуальном пространстве Интернета?
Хотя в одном они абсолютно правы: людям нужна информация. Что я и постаралась сделать.
***
В ходе поездки в Малую Вишеру не осталось без внимания и строительство детского сада на 220 мест, которое губернатор взял под свой контроль ещё в августе. Тогда строители держали хороший темп, но сейчас появилось заметное отставание от графика, к тому же генеральный подрядчик не считает нужным своевременно рассчитываться с местной субподрядной организацией, чьи специалисты и техника заняты на стройке. Подобная картина сложилась и на другом объекте, который эта фирма возводит на территории области. Руководитель петербургской компании «АСК» Владимир Сидорук в оправдание сослался на особенности технологии и другие обстоятельства.
Сергей Митин предупредил, что договор есть договор, и его необходимо соблюдать, иначе к недобросовестному подрядчику будут применены все меры государственного воздействия. И как показали следующие дни, меры, видимо, будут приняты: достигнутые неделей ранее договорённости с «Новстроем» о погашении долгов выполнены не были, местные строители свою технику со стройплощадки вынуждены вывести.
Губернатор подчеркнул, что средства на строительство выделены по федеральной программе, и от того, как они будут освоены, зависит, получит ли область деньги из Москвы на подобные стройки в дальнейшем. Фирмы, не располагающие собственными оборотными средствами и мощностями, как это случилось с «Альтернативной строительной компанией», должны не один раз подумать, прежде чем браться за серьёзные контракты.
Строительство и дальше будет строго контролироваться. Сергей Митин поручил руководству района еженедельно докладывать ему о ходе работ на этом объекте.
P.S. Десятого октября представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин провёл в Новгороде совещание по реализации указов президента от 7 мая 2012 года. Отмечено, что темпы ввода нового жилья для расселения аварийного фонда, которые демонстрируются в нашей области, свидетельствуют о том, что задача переселить всех людей из всех аварийных домов, которые признаны таковыми на 1 января 2012-го, к 1 сентября 2017 года будет решена. На совещании также обсуждался вопрос о том, что делать с жильём, которое признано аварийным уже после 1 января 2012 года.
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора