Овощеводы района убрали с полей пока примерно половину выращенного урожая.
Тяжело таскать морковку из мёрзлой земли. С утра замороженная ботва ломается, к обеду – мокнет. Надо надевать две пары перчаток, сначала простые, а на них резиновые. Руки поначалу всё равно мёрзнут, да и ноги тоже. Но только поначалу. С каждым набранным ведром они всё больше согреваются, и скоро им становится жарко, как и самому хозяину, облачённому во что-то непромокаемое, лучше надеть такой специальный фартук.
Люди, работающие на полях фермеров, – народ героический. Потому их и мало – героев много не бывает. Даже те, кто по какой-то причине остался без работы, помочь фермерам убрать урожай не очень-то стремится. Некоторые даже считают эту работу унизительной. Почему? Вопрос, ответить на который стало легко, – стыдятся люди работы. Цивилизация постепенно уничтожает в человеке святое чувство уважения к труду, самому достойному и уважаемому труду - на земле. Молодые люди даже боятся поработать руками, им незачем, родители и так всё купят, всё дадут. А раньше школьники с удовольствием зарабатывали деньги на уборке урожая в свои выходные, да и от школы ребят часто направляли помочь сельским труженикам в страдную пору, освобождая от занятий. Сейчас школьники шибко умные стали, к ЕГЭ готовятся весь учебный год, их трогать нельзя. Да что школьники, они маленькие пока, взрослый люд лучше без дела и без денег будет лежать на диване, но с места не сдвинется. Да, собственно говоря, сейчас никто никого к этому и не призывает, страна у нас вообще вся демократическая, стало быть, свободная.
Вот какую демагогию я развела. А это как раз и не запрещается.
На полях шимских фермеров до сих пор идут полевые работы, сейчас в Малиновке. За деревней Бор на морковном участке Арби Кадырова мы побывали в разгар трудового дня ещё до морозов. Бригадир Наталья Храпчикова внимательно следила за качеством уборки, проверяя содержимое контейнеров. Оранжевую морковку позолачивало солнышко, и работалось людям весело. На бороздах суетились примерно полтора десятка человек.
- В выходные дни бывает побольше людей, - говорила Наталья, - а так немного нас, одни и те же постоянные работники. Вот Наталья Абакумова из Подгощ много лет уже трудится на наших полях, здорово умеет работать!
Спрашиваю у женщины, сколько она зарабатывает в день?
- Если морковка хорошая, крупная и ровная, то порядочно, а похуже – поменьше и заработок. Для меня тысяча двести – дело обычное, а бывает и больше. Набрать один контейнер стоит 400 рублей, если хорошо потрудиться, можно и четыре накидать, тут уж как получится.
Вместе с Абакумовой приезжают на работу к Кадырову и другие жители деревни Подгощи. Это Лидия Золотова с дочкой Мариной, несколько мужчин. Есть и шимчане. Татьяна Смурова, например, хорошо работает и зарабатывает здесь в уборочную пору.
Механизатор Павел Малинин с кем-то разговаривал по мобильнику, а тракторная телега и прицеп были почти полностью загружены морковью. Сейчас он сядет в кабину и повезёт урожай в хранилище.
Подъехал брат Кадырова, Усами, тогда настроение у него было ещё хорошее.
- Уберём урожай, - говорил, - не было ещё такого, чтоб в поле оставили.
Сейчас никто уже не уверен в этом. Природа не шибко считается с людьми, впрочем, как и они с ней. Но надежда всегда умирает последней. Может, большую часть хорошего в этом году урожая овощей удастся всё-таки положить в закрома? Если мы поможем. Неплохо ведь можно заработать, и морковки домой взять – вон, сколько её остаётся на поле, не кондиция называется. Для продажи, может, и не кондиция, одна морковина мелковата, другая кривовата. А для хорошей хозяйки – бесценный овощ.
И помогите, у кого найдётся свободное время, нашим фермерам. Работы, простите, только дурак стесняется.
Татьяна Козловская
Фото автора