Пять музыкальных коллективов. И один руководитель на все
На встречу хозяйка музыкальной гостиной ДК «Русич» Людмила Алексеевна Корелина приехала на велосипеде. Сказала, что если б не двухколесный транспорт, и половины намеченного на день не успела бы сделать.
А дел у нее и вправду немало. «Откровение», «Аккорд», «Надежда», «Гармония», «Элегия» — созданные и возглавляемые ею песенные объединения. Все имеют статус народных. Летом в честь 20-летия квартета «Откровение» дали концерт, собравший полный зал народу. В конце сентября вернулись с Соловецкого фестиваля авторской песни. Сейчас полным ходом идет подготовка к юбилею другого ее творческого детища — ретроквартета «Аккорд»…
Любовь с первой струны
После восьмого класса Люда Корелина поехала учиться в музыкальное училище в Новгород. По окончании по распределению в Боровичи, где задержалась на пять лет.
— Вроде, все хорошо было: и работа устраивала, и быт. Но хотелось большего, — вспоминает Людмила Алексеевна. — Поэтому поступила в Ленинградский институт культуры. На преддипломную практику поехала на полтора месяца в Мурманск. И влюбилась в Север. Тогда получить назначение в город-порт было сложно. Мест по распределению туда в институте не было. В общем, отправили меня в Архангельскую область — в Северодвинск. «Что ж, тоже ведь почти Полярный круг», — думала я, садясь в поезд.
Север не обманул Корелину в ожиданиях. В первый же месяц работы начинающий хормейстер все имеющиеся в городе кружки во всех ДК изучила. Заглянула однажды на репетицию местного клуба авторской песни… С тех пор именно этому направлению и отдает предпочтение.
— До Северодвинского КСП я мало что о бардовском стиле слышала. Из песен разве что «Милая моя, солнышко лесное…» могла напеть, — продолжает рассказ героиня. — А там среди участников клуба такие композиторы сильные были! А какие мощные голоса у исполнителей! В общем, в КСП и себя как музыканта нашла, и мужа, и увлечение альпинизмом.
По словам Людмилы Алексеевны, пятнадцать лет под Архангельском прошли как один день — насыщенный событиями и впечатлениями. Но в 1994 году по семейным обстоятельствам женщина возвращается в Старую Руссу. Признается, что первые два года очень тосковала по Северу: простым, открытым людям, характерному архангельскому говорку, протяжным, на распев песням тех мест. «Первое, что я сделала, когда приступила к работе в Руссе: организовала коллектив авторской песни. В городе долгое время и КСП был, но лет восемь назад распался. Тем не менее и сейчас немало есть желающих свои песни исполнять. Приходят, пробуются», — заметила она.
Коллектив-трансформер
Корелина не делит свои пять коллективов на те, что лучше, и те, что еще в процессе огранки. С любовью говорит про все:
— Да и как их делить, когда я сама пою почти во всех, да к тому же у нас так повелось, что состав одного может на время выступлений пополниться исполнителями из другого. Так, «Откровение» — квартет, но случается, что и дуэтом поем, и трио. Главное, что почти все мои подопечные могут перестраиваться — романсы петь, если нужно, советскую эстраду, духовную музыку, бардовские песни под гитару.
В городе сейчас можно хорошую вокальную подготовку получить. Есть отличные коллективы, состоящие из людей с музыкальным образованием. А Корелина берет всех желающих, обучает нотной грамоте с нуля. И учит так, что пению участников ее групп профессионалы дивятся.
Коллеги Людмилы Алексеевны по ДК «Русич» рассказали, что на фестивале «Русская музыка-2014» выступал состоящий исключительно из выпускников консерваторий хор Тверской филармонии, регулярно дающий концерты в Москве и Санкт-Петербурге. В их исполнении прозвучала русская народная песня «Реченька». И так задела за живое Корелину, что та набралась смелости, подошла к Сергею Левину — руководителю именитого хора — и попросила аранжировку. Левин поначалу, естественно, возмутился, но когда прослушал диск с записями коллективов Корелиной, без слов передал ей ноты песни.
— Я хоть по профессии и хормейстер, но в большей степени занимаюсь теорией, анализом произведений, — объясняет она. — Я аранжировщик. За всю свою жизнь всего несколько готовых песен взяла. «Реченька» — одна из них. На мой взгляд, она почти безупречно сделана хором из Твери. Что же касается сочинительства, три песни написала. Ну не композитор я и не текстовик. Может, из-за того, что лично не сочиняю, потому так и люблю авторскую песню?!
Людмила Алексеевна — активный человек, легкий на подъем. И своим исполнителям не дает скучать. Регулярно то один, то другой коллектив вывозит на фестивали. Причем на бардовский слет может… с хором отправиться.
— Два года назад получаю приглашение на праздник авторской песни «Мстинские созвучья» под Боровичами. Как назло, никто из двух квартетов да дуэта не может ехать. Тогда я ищу микроавтобус и везу на Мсту 12 хоровиков, — смеясь, рассказывает Корелина. — Представьте себе картину: на сцене пожилые дамы, из которых ни у одной нет музыкального образования, на пять голосов поют Окуджаву! В коллективе я не сомневалась и была уверена, что жюри нас отметит. Но когда сообщили, что у нас Гран-при, не поверила. Подошла к судьям, говорю, что спели мы конечно, хорошо, но главную награду, как мне кажется, нужно все же авторам-исполнителям вручать. Мне ответили, что Гран-при дается не за то, что каждый может сделать, победа достается тем, кто выше других на голову, кто способен удивить мастерством. И наш хор удивил.
Людмила Алексеевна убеждена, что участвовать в различных конкурсах, в том числе и за пределами области, необходимо: дают толчок к развитию. Поэтому каждый год и подыскивает для своих поющих женщин новые музыкальные ринги. Но обязательно такие, где представительное жюри, высокие требования к участникам и очень жесткий отбор лауреатов и победителей.
Добровольно на выселки
Именно на такой — высшей пробы — Соловецкий фестиваль и отправился в этом году квартет «Откровение».
— Нынче он проводился уже в десятый раз. Я была на самом первом фестивале. Тогда не пела, как гость присутствовала, — делится Корелина. — Дебютный конкурс, как мне тогда показалось, в части исполнительского качества был не очень сильным. Но жюри из мэтров состояло. Я долгое время следила за тем, как ширится, разрастается, приобретает вес в мире бардов этот слет, организуемый ежегодно в конце августа петербургским клубом песни «Восток» и Соловецким музеем-заповедником. И в этом году решила, что мы должны там попробовать свои силы.
Из огромного репертуарного багажа коллектива выбрали женщины всего две песни. Как сами говорят, не случайные — работа над которыми пять лет шла: «Соловки» (авт. Светлана Меликян) и «Баллада о крыльях» (муз. Геннадия Скосарева, слова Роберта Рождественского).
— Ну еще одной музыкальной историей про архипелаг на Соловках трудно кого-либо удивить, тем более что своеобразным гимном фестиваля является песня мэтра авторского направления Виталия Вихорева «На Соловецких островах дожди, дожди...». Наши «Соловки» мы показали, потому что уж больно хороши они у нас. Но ставку мы делали все же на «Крылья». И не прогадали, — хвастается руководитель «Откровения». — Но эту песню надо на открытом воздухе петь. Мы когда готовились, я разложила голоса так, чтобы разливались по простору: «Мужичонка-лиходей — рожа варежкой/ Дня двадцатого апреля, года давнего,/ Завопил вовсю в Кремле, на Ивановской,/ Дескать, дело у него государево…». И пока на гала-концерте мы ждали своей очереди, я все на небо поглядывала: пойдет — не пойдет дождь, подует сильный ветер или нет. Но погода за нас была…
В газете «Правда Севера» (от 26 сентября) о фестивале сказано: «…Высокой планке соответствовал прежде всего коллектив из Старой Руссы. Он стал не только лауреатом, но и получил Гран-при фестиваля. Зрители высоко оценили сложнейшие композиции, безупречный вокал, проникновенное исполнение…».
Ну что тут еще добавишь? Разве что: браво, «Откровение»!
* * *
На будущий год Людмила Алексеевна наметила поездку на Грушинский фестиваль авторской песни. Что же касается ближайших планов, то на 30 ноября назначен концерт, посвященный юбилею квартета «Аккорд». Принимать участие в нем будут, естественно, все коллективы Корелиной.
Людмила ДАНИЛКИНА
Фото из архива
Людмилы КОРЕЛИНОЙ
Опубликовано в газете 22 октября