Ситуации, когда между учеником и учителем возникают конфликты, пугают детей и родителей. Как их избежать?
Наверное, нигде, кроме как в школе, нельзя найти публику, столь смешанную по возрасту, темпераменту, воспитанию, и собравшуюся по стечению обстоятельств под одной крышей. Сколько характеров, не рассказанных историй и настоящих тайн хранит каждое учебное заведение... Здесь зарождается самая первая крепкая дружба, первая любовь. Тут изучают не только предметы, но и берут уроки у самой жизни со всеми её отнюдь не математическими плюсами и минусами.
А что вы мне можете сделать?
В ответ на этот вопрос девятиклассника Тёсово-Нетыльской школы учитель Лариса Максимова дала ему крепкую пощёчину.
А дело, напомним, было так. В начале сентября на уроке химии подростки устроили «праздник» непослушания. Было это не впервой, однако на этот раз нервы предметника сдали. Учительница пыталась успокоить ребят, делала замечания, в том числе, и тому самому подростку, который больше всех их игнорировал. Тогда педагог вывела юношу из кабинета и, не сдержавшись, ударила его по лицу. Кто знает, может, в школьном коридоре он сказал ей что-нибудь нестерпимо обидное.
В результате педагог в школе больше не работает, потому как закон «Об образовании» предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Да и Трудовой кодекс поддерживает такую меру наказания за совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка. Плюс ко всему по этому факту в прокуратуре Новгородского района заведено уголовное дело, предусмотренное ч. 1 ст. 116 УК РФ – побои. В настоящее время Лариса Николаевна ждёт повестку в суд...
Как рассказала директор школы Елена Икконен, в коллективе был шок, когда коллеги узнали и о самом поступке, и о наказании за него:
– К дисциплине на уроках Ларисы Максимовой и раньше были претензии. Возможно, отчасти причиной тому стала большая нагрузка, которую педагог, имея проблемы со здоровьем, всё-таки взваливала на себя. Химия ведь не её специализация. Максимова – учитель физики и математики. А дисциплина на уроке начинается с хорошего знания предмета, умения «держать» класс.
Елена Павловна пояснила, что если вдруг на уроках поведение детей выходит за рамки дозволенного, а в этом классе больше половины ребят занимаются по коррекционной программе, то преподаватель зовёт на помощь завуча или директора. Этого не произошло и случилось то, что случилось. При этом директор заверила, что в случае, если суд вынесет оправдательный вердикт, учителя в следующем году снова примут на работу в эту школу.
– Неужели обязательно было доводить дело до суда? – спрашиваю директора.
– Это решение родителей. И они, по-моему, настроены категорично, хотя сами окончили нашу школу.
– А что дети? Как они-то оценивают ситуацию?
– Одни понимают степень ответственности за то, что случилось, другие – нет. Девочки подходили ко мне и говорили, что сожалеют о произошедшем. Этот случай разбирался и на конфликтной комиссии в школе, и на родительском собрании, где Лариса Николаевна принесла родителям мальчика извинения. Она и в зале суда намерена просить прощения...
Если родители Андрея не пойдут на мировую, учителя ждёт штраф в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до трёх месяцев. Либо ей будут вменены обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до шести месяцев, либо арест на срок до трёх месяцев.
Мы обратились к уполномоченному по правам ребёнка в Новгородской области Елене Филинковой, чтобы узнать её мнение по данному вопросу.
– Мне пришлось в своей биографии несколько раз кардинально менять род занятий. Работала учителем информатики, завучем в профессиональном училище и многое поняла. Есть те, кто любит свою работу и получает от неё удовольствие, и те, кто чуть ли не через силу идёт на урок. Если учитель любит детей, то и они отвечают ему тем же. А если к делу относиться без любви, то и в ответ получаешь нелюбовь. И всё же одной любовью дисциплину на уроке не сделаешь. Когда учитель сам состоялся, когда он личность, ему есть с чем идти в класс и при этом он любит детей – тогда будет порядок. В любом случае учитель не должен наносить ученику побои. Оплеуха, которую получил подросток (может, и за дело), с одной стороны, наверное, поставила его на место, с другой – унизила достоинство. Здесь уже речь идёт о профессионализме учителя... Согласно неписаному правилу в конфликте двух людей виноват тот, кто умнее. Исходя из этого, можно с большой долей уверенности утверждать, что в конфликтах, возникающих между учениками и учителями, чаще всего неправы последние. Согласитесь: жизненный опыт ученика, его знания, навыки общения с окружающими несоизмеримо меньше, чем у учителя.
При этом, по замечанию Елены Васильевны, у этой ситуации, как у пресловутой медали, есть и другая сторона. Учителю не дозволено наказывать ученика. Но и ребенку непозволительно выводить из себя учителя. Если довёл до ручки, не должен он по младости лет оставаться безнаказанным. А что может сделать учитель в ответ на оскорбление? Записать замечание в дневник, поставить двойку и вызвать родителей в школу. Получается, что ученик защищен малолетством. Учитель – ничем, кроме своего профессионализма и терпения. Ещё один нюанс подчеркнула омбудсмен. Он касается родителей, которые, зачастую, забывают объяснять детям, как можно или нельзя вести себя с учителем. Того, кто преподаёт, того, кто учит, следует уважать. К сожалению, не во многих семьях нынче воспитывается такое отношение к учителям.
Маленькие детки – маленькие бедки?
Не только подростковые конфликты не дают покоя следственным органам. Фамилии школяров младших классов Пролетарской средней школы тоже фигурируют в материалах проверки «по делу» следственного комитета Новгородской области. Разница состоит лишь в том, что подростки отдают отчёт своим словам и показаниям, а малыши в них путаются.
Факт причинения телесных повреждений десятилетнему школьнику действительно был. По предварительной информации, в конце сентября двое одноклассников поссорились на пути из школы домой. Один из них ударил другого в живот. Причём в некоторых СМИ сообщалось, что удар наносился ножом. Почему же тогда лишь через несколько дней мама десятилетнего мальчика обратилась в областную детскую больницу, где его экстренно прооперировали? Следствие ещё идёт. В настоящее время «итоги» драки квалифицированы как нанесение тяжкого вреда здоровью, а разбирательство усложняется противоречивыми показаниями потерпевшего.
– Но никакой нож в этой драке не фигурирует, могу сказать наверняка, – заверила директор школы Татьяна Кругликова, сообщив тут же, что не имеет права сообщать о подробностях инцидента между детьми, пока идёт следствие.
Ничуть не одобряя любые кулачные баталии, мне, в свою очередь, хочется заметить, что драки между мальчишками (да и девчонками тоже!) даже в нежном возрасте были во все времена. Что поделаешь, они пока просто не научились решать спорные вопросы мирным путём. Поэтому в ход идут кулаки. И кто, как не мы – родители, должны объяснить им, несмышлёным, неопытным, что и другим способом можно доказывать свою правоту.
– Ребёнок – это белый холст. Он вырастет подобным тому «художнику», который этот холст расписывает, – считает Елена Филинкова. – Родители же, подчас, ответственность за поступки и проступки детей с себя снимают, перекладывая её опять же на школу. И здесь, обращаясь к мамам – обвинительницам, уместно вспомнить басню Крылова: «... не лучше ль на себя, кума, оборотиться...».
На защите детских прав
Чем только не приходится заниматься уполномоченному по правам ребёнка. К Филинковой приходят за помощью в решении жилищных, медицинских вопросов, по проблемам детей-инвалидов, многодетных семей... Несколько раз в неделю Елена Васильевна выезжает в районы Новгородской области, проводит «круглые столы», встречи, консультации. За девять месяцев этого года к ней за советами и поддержкой обратились 1124 человека – почти втрое больше, чем в в прошлом году. Каждый вопрос она успевает рассмотреть и, кроме того, успевает готовить законодательные инициативы. Расскажу лишь о некоторых.
Будучи абсолютно уверенной в том, что труд на пользу общества идёт и на пользу личности, Филинкова на октябрьских парламентских слушаниях в Федеральном Собрании РФ внесла предложение привести в соответствие российское и международное понятия гражданских обязанностей.
– У нас по Трудовому кодексу без добровольного согласия ученика и письменного разрешения законных представителей может быть признано принудительным трудом даже дежурство по школе или уход за школьными клумбами и цветами. Поэтому я и внесла инициативу дополнить перечень случаев, не являющихся принудительным трудом в ст. 4 Трудового кодекса еще одним пунктом, по которому таковым не являются мелкие работы общинного характера, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, – пояснила Филинкова.
Уполномоченный поддержала пакет поправок, связанный с уменьшением срока (не более одного месяца) рассмотрения дел об ограничении или лишении родительских прав граждан, имеющих детей в возрасте до одного года. Этот срок сейчас недопустимо затягивается, а дети долгое время находятся в больнице или социальных учреждениях. Часто после решения суда ребёнка возвращают в семью, но ущерб здоровью и развитию уже нанесён. Омбудсмен внесла предложение включить в порядок образования приемной семьи норму о предоставлении сведений и о членах семьи приемного родителя, проживающих с ним совместно.
На Х съезде уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, который проходил в октябре, предложения новгородского детского уполномоченного были поддержаны коллегами. Так, в частности, Павел Астахов одобрил идею Елены Филинковой о проведении международного детского форума. Коллеги из других регионов высоко оценили практику правового просвещения детей, а также опыт работы Детского общественного Совета при уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области.
Сама же Елена Васильевна, как призналась, горячо поддерживает принципы работы с семьёй, озвученные на съезде председателем Патриаршей комиссии Русской Православной церкви протоиереем Дмитрием Смирновым. Он считает, что уполномоченные должны придерживаться двух правил: презумпции родительской ответственности и права семьи на автономность. Священнослужитель подчеркнул, что пресловутое отсутствие апельсинов в холодильнике – это не трагедия. А вот когда у ребенка нет родителей – это катастрофа.
– Я с этим абсолютно согласна, – сказала она.
И вот ещё что. Есть у новгородского уполномоченного мечта. Елена Филинкова хочет, чтобы, как и во многих других городах России, в Великом Новгороде появился памятник учителю. И чтобы высокое это звание обрело прежнюю силу и уважение.
Светлана ЛАПТИЙ
Опубликовано в газете 23 октября