Книгу Игоря Каберова «В прицеле — свастика» я ещё школьником перечитал не один раз. Но вот о том, что автор начинал воевать под руководством нашего земляка Александра Мясникова, впервые услышал от преподавателя истории Алексея Митрофановича Мануйлова. Как и некоторые подробности о самом, без сомнения, легендарном лётчике. А вот почему его имя не вспоминается наряду с именами Зои Кругловой, Александра Русакова, Сергея Митта, почему в Мошенском нет улицы, названной в честь погибшего героя — остаётся только догадываться.
Незамеченные даты
В минувшем году исполнилось десять лет со дня, когда совместными усилиями поисковиков Ленинградской области и города Иркутска были завершены работы по подъёму обломков английского истребителя "Харрикейн", на котором не вернулся с боевого задания заместитель командира 3-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота гвардии майор Александр Фёдорович Мясников. В начале августа 2003 года останки лётчика были захоронены на родине, в селе Мошенское, рядом с могилой жены.
Эта дата прошла совершено незамеченной, несмотря на то, что уже велась подготовка к 70-летию Победы, действовала целевая программа «Патриотическое воспитание населения Новгородской области на 2012—2015 годы». Никто не воспользовался поводом для этого воспитания и нынче, хотя 9 сентября — день 105-летия со дня рождения Мясникова. К сожалению, даже редакционный материал, приуроченный к этому событию, нам пришлось отложить: шла выборная кампания, были другие злободневные темы. Но сегодня хочется всё-таки напомнить землякам об этом незаурядном человеке, который родился в семье крестьян из деревни Овинец Мошенского района.
Первый опыт, первые награды
Ещё в детстве выбрав для себя профессию «Родину защищать», Мясников затем поступил в пехотную школу имени Склянского. В 30-е годы молодёжь активно призывали получать лётное образование и вливаться в ряды пилотов. Поэтому и Александр решает поступить в Борисоглебское военное авиаучилище. По его окончании молодой лейтенант получил назначение на должность командира звена третьей эскадрильи 13-го истребительного авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
Советско-финская война застала летчика на должности командира четвертой эскадрильи того же полка, в звании капитана. Истребительная авиация КБФ почти не принимала участия в воздушных боях с финнами. Основные ее задачи на тот период — штурмовки батарей береговой обороны или зенитных батарей на островах Выборгского залива. Летчикам приходилось действовать в крайне тяжелых метеоусловиях. Во время одного из вылетов четыре пилота самолетов И-15 совершили вынужденную посадку на лед Финского залива. В их числе был и капитан Мясников.
В течение финской кампании Мясников совершил 35 боевых вылетов и сбил один самолет противника. На этой войне Александр Федорович получил свою первую награду — орден Боевого Красного Знамени. А еще Мясникову от командования ВВС были вручены именные часы. Чуть позже, как опытный командир, он получил назначение в 13-ю отдельную истребительную эскадрилью — уже началась Великая Отечественная война.
Рассохин — это Мясников…
Прибыв к новому месту службы, Александр Фёдорович сразу же включается в боевую работу. Уже 15 июля на самолете Як-1 он сбивает два Ю-88 над аэродромом Керстово. Вот что сказано в представлении на орден Ленина старшего лейтенанта Мясникова:
«19.08.1941 – вылет на уничтожение корректировщика в воздушном бою в районе Хунгенбург. Сбит Не-126.
25.08.1941 – сопровождение дальнего бомбардировщика в Таллин. В районе острова Гогланд в воздушном бою в паре сбили один Ю-88. Подтверждено экипажем бомбардировщика».
Но, конечно, главным заданием на тот момент в условиях быстрого продвижения немецких колонн к Ленинграду были штурмовые удары. В отсутствие штурмовиков вся тяжесть атак немецких колонн на марше, прикрытых хорошо организованным зенитным огнем, выпадала на незащищенные истребители. Вылеты на такие задания не прекращались и в сентябре, нередко летчики делали их по три-семь раз в день.
Наградной лист на орден Ленина командованием ВВС флота почему-то утвержден не был, наш земляк получает орден Красного Знамени — уже второй, а затем и перевод в пятый истребительный авиаполк, командиром звена второй эскадрильи.
Очень скоро она становится лучшей в полку — настолько, что даже оставила заметный след в советском искусстве. Это про «мясниковцев» Николай Чуковский написал книгу «Балтийское небо», по которой потом был снят великолепный фильм. Гениальный актер Михаил Ульянов играет в нём майора Рассохина — образ, по словам однополчан, явно списанный с Мясникова. А Игорь Александрович Каберов, кстати, стал прототипом другого персонажа книги — Кабанкова.
И погибнет Александр Федорович почти так же, как и его экранное воплощение, только произойдет это намного позже, чем в фильме — в сентябре 1942 года.
Роковой «ленд-лиз»
В июне 1942 Мясников, уже гвардии майор, назначен заместителем командира 3-го гвардейского истребительного авиаполка и награжден высшей наградой Родины — орденом Ленина. К концу лета полк переживал тяжелейшие времена. Выведенные с фронта на переобучение летчики получили самолеты «Харрикейн» английского производства и с ними 14 августа вновь вернулись на фронт. С той поры полк стали преследовать неудачи. Опытные пилоты, встретившие начало войны на самолетах И-153 и И-16, а то и на И-15«бис», совершившие сотни боевых вылетов, участвовавшие не в одном десятке воздушных боев, имеющие боевые награды, стали гибнуть. По мнению большинства наших асов, что бы там ни говорили «мировые эксперты», британская машина была не очень-то удачной, особенно для схваток с немецкой техникой.
"11 Сентября 1942 года в районе 8 часов утра при отходе от цели в районе Мустолово, на высоте 3200 метров произошла встреча с самолётами противника. Группа непосредственного прикрытия под командованием Александра Мясникова в составе 3-х "Харрикейнов" атакована 4-мя Ме-109. Майор Мясников резким разворотом вышел в атаку, но ведомые этого маневра повторить не смогли, и потеряли командира. Мясников был атакован всеми самолётами противника сразу, подбит и вышел из боя. На аэродром не вернулся, пропал без вести..." — так записано в акте расследования причины лётных потерь в частях ВВС КБФ, хранящемся в архиве. Только вот у участника того боя, Игоря Каберова, в книге своих воспоминаний описан совсем другой вариант трагических событий.
Последний бой
«…Мы сопровождали бомбардировщики "Пе-2" из 73-го полка. Кто-то из лётчиков на "Пе-2" был другом Александра Фёдоровича, и Мясников прямо-таки с детской радостью пошёл на это задание. В воздухе они перекликались по радио. А утром, ещё до вылета, Александр Фёдорович был у нас в эскадрилье, где стоял его самолёт. Став заместителем командира полка, он летал по-прежнему с нами. В этот ранний час Мясников успел обыграть кого-то в шахматы и был в добром, весёлом настроении — много шутил, смеялся, рассказывал что-то весёлое. Потом он написал письмо своей Матрёне Макаровне и 6-летнему сынишке Юрке. Но последовал телефонный звонок из штаба, и вскоре мы были в воздухе.
Бомбардировщики "Пе-2" даже с бомбовой нагрузкой оказались быстроходнее наших "Харрикейнов". Набирая высоту, мы отстали от них и встретились с "Мессерами". Их было много, этих фашистских хищников со свастикой на крыльях. Но наши бомбардировщики уже пикировали и, не обращая внимания на ураганный зенитный огонь, сбрасывали свой смертоносный груз на головы фашистов, укрепившихся на левом берегу Невы. Около часа вели мы бой с истребителями противника. Уже давно ушли наши бомбардировщики, и вражеские зенитки умолкли, а мы всё ещё никак не могли оторваться от "Мессеров". Их было 12, а нас только 8. Они прикрывались солнцем. И всё же нам удалось сбить 2 "Мессера". Тогда фашисты изменили тактику. Одна их группа атаковала нас сверху, а другая снизу. Но Мясников вовремя разгадал этот маневр. В мгновение ока от ведущего нижней пары "Мессеров" полетели щепки. Машина перешла в беспорядочное падение и скрылась на фоне леса.
Неожиданно появилось ещё 6 вражеских истребителей. Они оттеснили нас с Мясниковым от общей группы. Мы вынуждены были вдвоём биться с этой шестёркой. За этой воздушной схваткой наблюдал со своего командного пункта при штабе сухопутной армии командир нашей бригады Герой Советского Союза полковник П.В. Кондратьев. Внимательно следя за боем, он помогал нам в трудные мгновения — давал по радио свои советы, предупреждал об опасности.
Но время было на исходе, и Кондратьев дал нам сигнал идти на посадку. Я слышал голос Ефимова, собиравшего группу и с боем уводившего её на аэродром. Однако мы с Мясниковым не могли последовать за ним. Фашисты атаковали и атаковали. Командир бригады взывал к нам, чтобы мы продержались ещё немного. Он сообщил, что со стороны "Большого" (то есть от Ленинграда) идёт группа "Яков"…
Действительно, к нам приближалось 6 истребителей "Як-1". Фашистские лётчики сразу же оставили нас в покое и убрались восвояси.
— Спасибо, братцы, за помощь! — прокричали мы по радио своим спасителям и, покачивая машины с крыла на крыло, взяли курс на аэродром. Надо сказать, что горючее у нас было уже на исходе. Но, видимо, радиостанции на "Яках" были настроены на другую волну. Между тем наши неизвестные друзья приняли "Харрикейны" за вражеские истребители. Два "Яка" неожиданно вырвались вперёд и пошли на нас в атаку.
— Они атакуют, — предупредил я Мясникова.
— Это же "Яки", — спокойно отозвался Александр Фёдорович. — Наши "Яки". Они шутят.
Но ведущий "Як" не шутил. Он дал очередь по самолёту майора Мясникова. Машина вспыхнула и стала падать...»
Остаётся добавить
что к моменту гибели летчик Мясников совершил 315 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 18 самолетов противника, как лично, так и в группе, не считая самолета, сбитого в финскую кампанию. Результат, достойный присвоения звания Героя Советского Союза. И это всего за год боевых действий!
Его именем в 2004 г. названа одна из улиц в п. Невская Дубровка, где на доме № 4 установлена мемориальная доска. В сентябре 2004 г. в деревне Овинец, на доме, где родился Александр Фёдорович, также установлена мемориальная доска.
Валентин ЛЕДЕНЦОВ
Опубликовано в газете 30 октября