Корреспондент газеты узнала, как работает Единая диспетчерская служба Новгородского района
«Старший оперативный дежурный слушает» – такие слова слышит каждый позвонивший в Единую дежурную диспетчерскую службу Новгородского района. Телефон ЕДДС наверняка уже есть в каждой квартире, каждом доме, а если до сих пор нет, то запишите его прямо сейчас – 63-43-70.
Напряжённая смена
Смена в диспетчерской службе Новгородского района длится одни сутки и начинается в 8 часов утра. В это время один оперативный дежурный передает другому, пришедшему со свежими силами, все вопросы, которые следует держать на контроле. Сразу отметим особенность нашей службы ЕДДС – любой звонок здесь расценивают как сигнал о помощи и заканчивают работу по нему лишь тогда, когда эта помощь пришла.
Еще в самом начале создания единой диспетчерской службы в 201__ году, говорилось, что здесь будут принимать звонки от жителей Новгородского района по любому поводу, требующему немедленного реагирования коммунальных, дорожных, спасательных и других служб. Так и сложилось – сюда стекается информация о всех авариях, отключениях инженерных систем, чрезвычайных ситуациях. ЕДДС призвана обеспечить согласованные действия всех служб и, в конечном итоге, нормализовать комфортную жизнь населения.
В день, когда рано утром я пришла в районную ЕДДС, старший оперативный дежурный Светлана Домничева передавала смену своей коллеге Ольге Коробкиной. По признанию Светланы Евгеньевны, это ее дежурство было напряженным. Основной заботой дня был прорыв на водоводе в Борках, из-за чего населенный пункт остался на время без воды. Работы по восстановлению сети осуществил «Новкоммунсервис», но когда аварию устранили, вода в резервуары очистных сооружений пошла мутной. В результате для населения Борков пришлось везти питьевую воду в цистерне. Позже вода в квартирах домов все-таки появилась, но напор ее был пока слабый.
– Ремонтные работы еще будут продолжаться. Надо проконтролировать, – заметила Светлана Домничева.
Под вечер ее смены произошла еще одна авария – на подстанции в Трубичине. Без электричества осталась вся деревня, в том числе котельные. И если модульные котельные автоматически перешли на использование дизельного топлива, то одна стационарная остановилась. Для нее потребовалось привезти дизель-генератор. Работы по восстановлению элекроснабжения продолжались до 4 часов утра.
Все силы «Ильменских сетей» были брошены на подстанцию в Трубичине, где пришлось менять трансформатор. В результате другие случаи с отключением электричества остались в тот вечер не решенными. А в ЕДДС тем временем поступали сообщения из Ермолина, где в нескольких домах частного сектора погас свет, и из Новой Мельницы – там электричество пропало в многоквартирном доме.
– «Ильменские сети» должны разобраться с этими отключениями сегодня с утра. Надо узнать, когда выезжает бригада, – сделала акцент Светлана Евгеньевна.
В целом «наследство» для дальнейшего контроля оперативный дежурный оставляла приличное. Расскажу о некоторых вопросах подробнее, чтобы читатели поняли суть работы дежурной диспетчерской службы.
Житель деревни Подберезье пожаловался на протекающую крышу в своем многоквартирном доме, а также на то, что местная управляющая компания отказалась ее ремонтировать из-за неподходящих погодных условий. Светлана Евгеньевна, приняв этот звонок, обратилась к главному инженеру УК «Вече». Тот пообещал ей изыскать возможность для ремонта.
Звонок из поселка Пролетарий – в квартире у женщины «гудят трубы». При разговоре с местной управляющей компанией был сделан вывод, что звук происходит из-за не отцентрованного насоса в котельной.
Тепловики насос поменяли, и вот сегодня должно стать понятно – возымело ли это свое действие. Надо созвониться с женщиной, узнать, перестали ли трубы издавать лишние звуки или нет.
В Григорове – проблема с теплотрассой. Накануне велись работы без отключения тепла. Сегодня предстоит врезать трубу, будет отключение. Надо узнать итоги работы.
Остается на контроле и проблема с освещением моста в Трубичине через реку Питьбу. Здесь уже давно не работает уличное освещение, а дорожники устранить проблему не могут. Уже поменяли лампочки, считая, что они перегорели, но света так и нет. Вопрос пока остается на контроле ЕДДС.
Отвадить любителя яблок
Когда заступивший на смену оперативный дежурный вошла в курс дела, руководитель районной ЕДДС Валерий Купчик провел инструктаж. Первым делом он сообщил прогноз погоды на предстоящие сутки, «прошелся» по вопросам, которые сейчас на контроле службы, и затем напомнил о некоторых важных действиях:
– Когда диспетчер «Ильменских сетей» сообщает вам о плановых отключениях электроэнергии, вы должны по своим справочникам проверить, не попадают ли в зону отключения социально значимые и социально опасные объекты. Обращаю внимание, при аварийном отключении электроэнергии, отопления, воды – необходимо немедленно доложить первому заместителю главы района и председателю комитета коммунального хозяйства.
Слушая разговор оперативных дежурных, казалась, что они являются специалистами по ЖКХ – настолько легко сотрудники владели терминологией коммунальщиков. Наверное, пришли сюда работать из этой сферы?
– Вовсе нет, – возразила Светлана Домничева. – Я имею техническое образование, но к коммунальному хозяйству оно не имеет отношения. Придя в ЕДДС, мы проходили обучение по линии МЧС, потому что оперативный дежурный должен знать, как себя вести при различных чрезвычайных ситуациях. А знания по коммунальному хозяйству пришли из опыта общения с диспетчерами аварийных служб. К тому же рядом находится комитет по коммунальному хозяйству района, если что-то не понятно, можно обратиться туда за разъяснением.
Понятно, что звонков по коммунальным вопросам поступает в ЕДДС больше всего. Но здесь принимают сообщения о любых ситуациях, при которых может быть нанесен вред окружающей среде, людям. Взять, к примеру, пожары. Как рассказали в ЕДДС, весной сюда звонят с сообщениями о горении сухой травы, этим летом часты были случаи обнаружения снарядов времен ВОВ, осенью заявляют о пропаже людей в лесах.
Доходит и до курьезов. Вот какие случаи вспомнила Светлана Домничева:
– Позвонила женщина, рассказала, что к ней в сад приходит медведь, ест опавшие яблоки. Что тут сделать? Посоветовала ей собирать яблоки самой, чтобы медведя не привлекать. Другой случай – женщину беспокоит енот, который приходит во двор и «дразнит собаку», в результате просыпается ребенок. Или из последних. Позвонил мужчина, у него дача в Панковке. Рассказал, что рядом с участком наклонился столб линии электропередачи. Я хотела его состыковать с дежурной бригадой электриков, но он напрочь отказался, сказал, что он и сам справится, но ему бы в помощь «крепких ребят» из МЧС.
Пока мы разговаривали, подал сигнал компьютер – это был вызов на видеоконференцию от Управления МЧС России по Новгородской области. Ольга Коробкина пересела к монитору с видеокамерой. На экране маленькими картинками появились изображения из всех диспетчерских служб области. На этот раз конференция была недолгой, по сути, каждый доложил, кто сегодня заступил на дежурство в районе. Но зато стало понятно, насколько масштабна сеть единых диспетчерских служб и насколько все это серьезно. Будем откровенны, протекающая крыша – мелочь, если представить, что вообще может случиться в нашем техногенном мире.
Несмотря на выходные дни
Чтобы знать обстановку в районе, четыре раза в сутки оперативные дежурные районной службы ЕДДС созваниваются с диспетчерскими службами района – водоканалом, «Новкоммунсервисом», полицией, Скорой помощью, управляющими компаниями, тепловиками, дорожниками и другими. После этого, также четыре раза в сутки, несмотря на выходные дни, оперативные дежурные докладывают об обстановке в районе своему непосредственному начальнику Валерию Купчику и первому заместителю главы района Михаилу Рыбкину. Это если ничего чрезвычайного не произошло. А если произошло, то звонок будет немедленным. Так, например, было в ночь на 1 января 2013 года, когда в поселке Пролетарий горел жилой дом. Тогда звонок о пожаре поступил в ЕДДС, и дежурная, согласно алгоритму своих действий, сразу сообщила первому заместителю главы. Через полчаса и глава района, и заместитель были уже в Пролетарии.
– Вы чувствуете, что держите руку на пульсе всего Новгородского района? – поинтересовалась я напоследок у старшего оперативного дежурного Ольги Коробкиной.
– Да, – ответила она, – особенно, когда все службы работают слаженно, и людям быстро удается помочь. Тогда получаешь удовольствие от своей работы.
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора
Опубликовано в газете 30 октября