Пятница, 01 ноября 2024

Редакция

На белом свете, под этим небом, на этих пашнях

Союз писателей России объявил поэтический конкурс имени русского поэта Евгения Курдакова

Его творчество не изучают в рамках учебных программ, и широкому кругу имя неизвестно. Но филологи-исследователи Евгения КУРДАКОВА ставят в один ряд с Есениным, Пастернаком, Лермонтовым, Пушкиным, Державиным… Его называют главным поэтическим явлением конца 80-х годов. Говорят, что он своими стихами закрыл литературный XX век.

Евгений Васильевич Курдаков последние годы жил и работал в Новгороде. Часто приезжал в Старую Руссу погостить у родственников. Здесь же и похоронен. В вечерней школе развернута постоянная экспозиция, посвящённая поэту, мыслителю, художнику, литературоведу…

Самый главный в доме
— Женя был старшим из нас, троих детей в семье, — начинает рассказ сестра поэта Людмила КУРДАКОВА. — Мама и папа — военные врачи, поэтому нам часто приходилось переезжать с места на место. Они трудились на две ставки, и дома мы их видели не очень часто. Родителей нам с братом заменил Женя. Он был большой затейник: игры придумывал, читать, писать, рисовать учил, сказки сочинял. Сам он очень любил книги — рядом с домом библиотека была, так он там часами пропадал. Как любой мальчишка лепил из пластилина разных солдатиков и битвы на столе изображал. Ну кто тогда думал, что эта детская тяга что-то ваять позже перерастет в увлечение деревянной  скульптурой?!

Как говорит Людмила Васильевна, Евгений, будучи подростком, которому и пошалить охота, и с пацанами во дворе мяч погонять, тем не менее никогда не оставлял младших без присмотра. А однажды и жизнь спас.

Октябрь 1948 года. Ашхабад. Ночью родители были на дежурстве. Дети проснулись оттого, что вокруг все грохочет, рушится. Позже это ашхабадское землетрясение, унесшее жизни десятков тысяч людей, почти полностью уничтожившее город, назовут одним из самых разрушительных.

Перепуганные малыши, не понимая, что происходит, забились в угол. Женя собрал их в охапку и затащил под большой дубовый стол, который устоял, когда упали перекрытия. Решение мальчик принял быстро: дождавшись, когда закончится очередной толчок, по узкому проходу по-пластунски стал продвигаться к стоявшей все еще стене, расчищая дорогу брату и сестре. Под окном у него, чтобы незаметно от родителей выбираться из дома, был сделан проход — отодвигающиеся доски, прикрытые мебелью. Вот через него Евгений и вытащил малышей.

— Для меня Женя всегда был самым главным. Я и тогда, кода уже стала взрослой, самостоятельной, все равно по всем вопросам советовалась с ним. И он ни разу не отказал в помощи, поддержке, добром, ободряющем слове, — задумчиво произносит Людмила Курдакова.

Талант-самоучка
Евгений Васильевич Курдаков из тех людей, которых Бог наградил талантами, потрясающим трудолюбием, тяге к познанию и добросердечностью. Он специально не учился рисовать, но стал художником, мастерство владения словом осваивал самостоятельно (литературные курсы закончил, когда уже вовсю печатался).

— Когда жили в Бузулуке, у нас дома проходили заседания клуба молодых поэтов, — продолжает рассказ о брате его сестра. — Мне тогда уже лет 16 было, и я часто присутствовала на этих встречах. Ребята учились друг у друга. Ну, например, договаривались, что к следующему разу каждый представит оду входной двери. Могли поставить условие: написать дактилем либо хореем. Или брались за короткие рассказы, да чтобы не хуже выходили, чем у Чехова. Вместе разбирали, анализировали эти работы, критиковали друг друга, давали советы. Конечно, помимо собственных трудов молодые авторы много спорили по поводу как русских классиков, таких, как, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, так и современников: Ахмадуллину, Вознесенского, Рождественского, Евтушенко. Помню, не жаловали они Евтушенко за его неискренность и приспособленчество к власти. Что касается неприкасаемых авторитетов, то таковыми называли тогда поэтов Серебряного века.

Взглядом пробегаю по книжным полкам в музейном уголке Курдакова, что в вечерней школе. Здесь и томики с его стихами, его исследования творчества русских классиков. Тут же подборка научной литературы разных авторов по фольклору, этнографии, истории и культуре разных народов, словари, книги по Новгородике. На стене деревянные скульптурные композиции, которые мастер делал сам или со своими студентами (Курдаков преподавал в НовГУ. — Прим. ред.).

По словам организатора экспозиции учителя литературы Натальи ПРОКОПЧУК, это лишь часть коллекции:

— Из-за недостаточности места часть изданий, иконы, которые он писал, хранятся у его родных и друзей. Очень бы хотелось, чтобы в Старой Руссе была постоянная большая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Курдакова. Но пока, в преддверии 75-летия, планируем в марте 2015 года либо в краеведческом музее, либо в Доме-музее Достоевского организовать временную выставку. Да еще хотим провести конференцию. Точно знаю, что будут участвовать литературоведы из Москвы, Петербурга, Новгорода.

«Речь. Слово. Знак»
Как говорит Наталья Прокопчук, когда учащиеся вечерней школы впервые попадают в класс-музей, они начинают разглядывать экспонаты, перелистывать книги с пометками Курдакова, читать стихи. И уже на уроках интересуются, что за человек был и почему на полках не только его книги.

— Он не рифмоплетством занимался, он до самой сути темы добирался. У него нет ни одной строчки, слова ради рифмы или красивого оборота, — объясняет Наталья Прокопчук. — Все, что выходило из-под пера, было пережито и прочувствовано. Судите сами:

В отличие от обычных музеев экспонатами уголка Курдакова пользуются все желающиеПо Мстинской улице моей
летят метели,
И сквозь метельное безвременье
глядят
Две церкви древние,
две ветхие скудели, —
Никита Мученик и Федор Стратилат.
 
Безумен снег, смятенна ночь,
но и в смятенье
Святая стража эта страждет
до конца, —
Никита Мученик
в мучительном терпенье,
Воитель Федор —
с твердой стойкостью бойца.
 
Не бойся ночи, не сдавайся,
обессилев, —
В пустом безвременье не спят,
еще хранят
На Мстинской улице моей —
мою Россию
Никита Мученик и Федор Стратилат.

Курдаков на протяжении многих лет занимался изучением языков. И выдвинул гипотезу, что еще в доледниковый период существовала единая для всех письменность и речь — слоговая. И что все имеющиеся нынче языки схожи. Эту свою версию исследователь проверил на поэзии Пушкина, Державина, Лермонтова, Есенина и описал в работе «Речь. Слово. Знак».

— Труд этот сложен для восприятия, разобраться в нем под силу только специалистам. Мы просили Евгения Васильевича, когда работа была напечатана, продолжить публикации на эту тему, в которых проследить звенья слоговой цепи от одного действующего языка к другому. Но он не успел этого сделать, — сожалеет Прокопчук. — Но вы знаете, я этой его идеей слогового языка заразилась. И теперь часто кручу-верчу слова. Например, «стена» — «ступор» — «ступени» — «монастырь». Общее «ст-» означает что-то надежное, прочное? Или, возможно, нечто иное?

Вместо эпилога
27 марта 2015 года исполнится 75 лет со дня рождения Евгения Курдакова. К его юбилею Союз писателей России совместно с «Петербургской газетой» проводит конкурс памяти поэта «Купина неопалимая».

В Старой Руссе, как выше отмечалось, пройдут выставка и конференция, посвященные ему. Как говорит Прокопчук, есть еще одна мечта — в Великом Новгороде на доме, где жил поэт, повесить памятную доску. Евгений Курдаков достоин того, чтобы его знали, его творчество изучали, зачитывались его стихами…

Людмила ДАНИЛКИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)

Опубликовано в газете 7 ноября

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА