Суббота, 07 февраля 2026

Редакция

КЛАДБИЩЕНСКИЕ ИСТОРИИ–2

Горькое дело – похороны, под влиянием обстоятельств стало ещё печальнее

К сожалению, в последнее время кладбищенская тема стала появляться на страницах нашей газеты с пугающей периодичностью. Причём, речь в этих статьях идёт не о вечном и духовном, что казалось бы вполне логичным,  а о помойках, которые устраивают некоторые жители города практически на местах погребения своих земляков, о цепях на могильных оградах, которые особо «предприимчивые» пестовчане снимают, воруют у мёртвых, чтобы обогатиться…  Но сейчас речь пойдёт о другом.

Звонок в редакцию. На том конце провода женщина, срывающаяся на рыдания, пытается объяснить суть трагической истории, в которую попала и она, и её родственники, и недавно скончавшаяся тётушка. Чувствую, что разбираться нужно на месте. Еду на кладбище. Время 11 часов утра. У отверстой могилы вижу печальных людей. Женщины плачут. Оказалось, не только от скорби по почившей тётушке, но и от обиды на то, как её будут провожать в последний путь. Предлагают мне взглянуть на место будущего погребения. Иду. Вместо аккуратной могилы привычной прямоугольной формы вижу какую-то воронку с рваными обвалившимися краями и дощатым приспособлением, наподобие щита. Памятник родственника с соседней могилы привален к ограде другой. Сама могила засыпана землёй. Кучи земли и в ограде, и на тропинках… Кирпичи от основания надгробия беспорядочно разбросаны. Подошёл к рыдающим родственникам.

– Я – Наталья Соснина. У нас в Москве скончалась тётушка. Родом она из Пестова. Тут же похоронены и её родственники, поэтому вполне логично, что мы решили упокоить её на родной земле. Так как печальным делом – похоронами (что ж, так устроена жизнь) – приходилось заниматься и раньше, позвонили по хорошо известному нам номеру частной похоронной команды. Нужно сказать, что ребята эти относятся к своему, достаточно специфическому, делу в высшей степени ответственно. Очень тактичны с родственниками покойного. Понимают их состояние, а потому очень терпеливы, если  возникают какие-то нюансы. Делают всё быстро, слаженно. Приедут, вынесут гроб. На кладбище аккуратно опустят его в могилу, быстро покроют землёй и установят памятник. Да и могилы-то выкопаны, как по линейке… В общем, позвонила к ним и услышала, что теперь им запретили оказывать эти услуги. Почему? Кто? С какой целью? Но выяснять времени не было — обратились в «Гранд». Пригласили  их специалиста, Веру Петровну, посмотреть, возможно ли захоронить тётушку в семейной ограде, между двумя родственниками. Если же нет такой возможности, мы согласны на другое место, которое нам отведут. Ответ получила такой: «Места хватит, если вдруг земля начнёт оседать, опустим щиты. Не волнуйтесь, всё будет в порядке». Мы, обнадёженные, отправились заниматься печальным делом – дальнейшей организацией похорон. Утром, пребывая в полнейшей уверенности, что всё в порядке, как и было нам сказано, приехали сюда и были раздавлены этой ужасной картиной. Вместо того, чтобы проводить последние минуты у гроба почившей тётушки, с девяти утра мы находимся на кладбище, ругаемся с могильщиками, которые уверяют, что всё они сделают нормально, потому что они профессионалы, и это не первые похороны в их жизни. 

Сейчас 11 часов. Катафалк приедет в 12. Как пройдут похороны? Конечно же, мы уже написали заявление в соответствующие инстанции…

Безусловно, такой инцидент нельзя было оставить без внимания, и я встретился с директором МУП «Гранд» Александром САВИНОВЫМ — для того, чтобы он прокомментировал ситуацию.

«Заявители звонили мне. Я выезжал на место. Мало того, рабочие, когда столкнулись с обрушением земли, звонили мне, информировали. Но, давайте по порядку. Во-первых, родственникам почившей предлагалось другое место, но они настояли на захоронении её в семейной ограде. Когда рабочие обследовали место будущего захоронения, они сообщили Вере Петровне, смотрителю кладбища, что возможно сползание земли с соседних могил, так как расстояние между ними очень маленькое. Однако желание клиента – закон. Они принялись за работу. Выкопали до середины – грунт осыпался. Яма увеличилась. Приостановили работы, сфотографировали, приехали ко мне. Рядом стоял памятник с основанием из кирпича, который, естественно, поехал в свежую могилу. Я дал распоряжение кирпичное основание разобрать, памятник временно демонтировать, а после погребения всё вернуть на место. Другого выхода здесь не было. С утра родственники пришли на кладбище, и их взорам представилась такая вот картина. Естественно, они стали возмущаться. Я их понимаю. К тому же, нервы натянуты…  Как мог, я попытался их успокоить, дал слово, что после погребения всё будет восстановлено в прежнем виде».

Прошёл день. Дабы проверить, выполнили ли работники «Гранда» своё обещание, я вновь наведался к многострадальной могиле. Действительно, выглядело всё пристойно. Единственное – кирпичное основание, хотя и сложили, но не закрепили цементом. Но, возможно, родственники сами приняли такое решение. 
В заключение хотелось бы сказать следующее: похороны родных и близких – очень сильное психологическое потрясение для любого человека. Поэтому люди, отвечающие за «техническую» сторону похорон, должны это понимать и действовать тонко и точно, не травмируя своей неуклюжестью и без того скорбящих родственников. Они должны быть профессионалами. Что же касается конкуренции и частных похоронных команд, в эту тему я ещё не углублялся, но, возможно, это самая недалёкая перс-пектива. А пока скажу, что, на мой взгляд, конкуренция должна быть, чтобы клиент сам, своим сердцем, своим рублём проголосовал за бригаду тех людей, которые будут отправлять близкого ему человека в место вечного упокоения. Тогда и профессиональный уровень рабочих спецбригады волей-неволей будет повышаться (помните могильщиков в «Гамлете»?), и неприятных инцидентов не будет. Ну, право, не место им на кладбище.
 
Алексей ВИНОГРАДОВ
Фото автора
Опубликовано 11 ноября №87

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА