Кажется, совсем недавно прозвучал первый звонок нового учебного года, но вот уже первая четверть позади. Что нового появится в системе образования в приближающемся 2015-м? Об это мы говорили с председателем комитета образования и молодёжной политики района Еленой ГОННОВОЙ:
– Первое нововведение одиннадцатиклассников ждёт уже в этом году – 3 декабря им предстоит написать сочинение.
– О, это дело серьёзное!
– Конечно. По сути – это допуск к ЕГЭ. Оценивать сочинение будут не «пятёрками» или «тройками», а по системе «зачёт/незачёт». Если сочинение зачтено, то школьник допускается к ЕГЭ. Если не зачтено, то у него будет ещё две попытки – 4 февраля и 6 мая. Если же и они окажутся неудачными, то пересдать сочинение можно будет лишь через год. Выпускникам прошлых лет тоже придётся писать сочинение, чтобы получить допуск к экзаменам, если они намерены поступать в вузы.
Критерии зачёта – соответствие теме, аргументация, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Будет учитываться и объём письменной работы – десятью строчками не обойдёшься. Думаю, что сочинение необходимо было вернуть на выпускных экзаменах. Общение в Интернете, к сожалению, наложило свой отпечаток и на лексику, и на умение связно выражать свои мысли. Ребятам будет предложено несколько тем на выбор, видимо, как по произведениям какого-то конкретного автора, так и мировоззренческого плана. Комплекты тем будут доставлены в день экзамена с такими же мерами предосторожности, как и задания ЕГЭ. Сочинение может принести выпускнику до 10 дополнительных баллов при поступлении в вузы.
– Интересно было бы взглянуть на эти сочинения, ведь мы, взрослые, порой не представляем, как видит мир юное поколение… Я читала, что темы для итоговых сочинений готовил Совет Фонда Александра Солженицына, значит, темы мировоззренческого плана непременно появятся. Но продолжим…
– Изменится и сам Единый государственный экзамен. Из тестов полностью исчезнет часть А – вопросы с вариантами ответов. Во-вторых, некоторые КИМы (контрольно-измерительные материалы) дифференцируются по сложности. Например, ЕГЭ по математике будет проводиться на базовом и на профильном уровнях. Выпускник имеет право выбрать, как ему сдавать этот предмет. Если он нужен ему только для получения аттестата, можно сдать на базовом уровне. Если же баллы по математике необходимы для поступления в вуз, тогда – только на профильном. В этом случае базовый профиль вуз учитывать не будет.
– Елена Александровна, а на каком уровне наши школы готовят ребят?
– Начиная с десятого, все классы в школах – профильные. Есть химико-биологические, есть с углублённым изучением информатики и так далее. Учитель обязан выдать ученикам стандарт – базовый уровень. Профильный уровень предполагает большее число учебных часов по предмету, дополнительные занятия, посещение кафедры. Перед десятым классом дети и родители могут выбрать школу, в которой углублённо изучаются нужные им дисциплины.
На сайтах школ можно найти всю информацию о том, какие услуги предлагает детям учреждение. В девятых классах проводится тестирование, позволяющее выявить склонности детей к тем или иным предметам. Работают со школьниками и родителями не только наши психологи, но и специалисты, которых мы приглашаем из Новгорода. На собраниях родителей обязательно спрашивают, какой профиль они бы хотели, сколько часов математики, русского, химии или какого-то другого предмета нужно внести в план работы школы.
Я считаю, что это нововведение – сдача ЕГЭ на базовом или профильном уровне, правильное. Если ребёнок не связывает своё будущее с той же математикой, то освободившееся время он может посвятить необходимым ему предметам.
– Согласна. До сих пор не знаю, зачем мне, чистому гуманитарию, нужен был в школе бином Ньютона. Что-то ещё меняется в ЕГЭ образца 2015 года?
– По иностранным языкам предлагается сдавать не только письменный экзамен, но и демонстрировать своё умение говорить. Максимальные 100 баллов можно набрать, если получил 80 за письменную работу, а остальные 20 – за устную. В 2015 году раздел, содержащий устные ответы, будет добровольным, но если выпускник претендует на высокие баллы, то сдавать его придётся.
Некоторые изменения претерпевает и сама процедура сдачи экзаменов. Выпускники 2015 и предыдущих лет сдавать ЕГЭ станут с апреля по июнь. В июле экзаменов больше не будет. Математика и русский остаются обязательными предметами, по остальным нужно определиться, как это было и раньше, до 1 марта. Кроме того, у школьников появилась возможность сдать ЕГЭ по отдельным предметам сразу, как только их закончат изучать. Например, географию можно будет сдать после 10 класса, пока знания ещё свежи.
В остальном процедура экзаменов останется такой же, как и в 2014 году, только станет больше аудиторий, в которых ведётся видеонаблюдение. Также будут работать федеральные инспекторы и общественные наблюдатели.
– Будущие выпускники уже знают об изменениях?
– Конечно, мы даже проводим пробные «ЕГЭ», чтобы дети комфортно себя чувствовали в особой атмосфере экзамена. И педагогам надо заранее посмотреть, что и где западает, на что надо обратить внимание. А во втором полугодии пробные экзамены мы будем проводить уже в базовых пунктах сдачи, где пройдёт потом официальный экзамен. По нашему опыту серьёзных психологических срывов на ЕГЭ в предыдущие годы не было, но есть дети, которые очень переживают. Ещё больше – некоторые родители, так что школьным психологам приходится работать и с ними тоже.
– Со старшими детьми, вроде, разобрались. А что нового принесёт следующий год малышам?
– С текущего года мы начали работать по федеральному государственному образовательному стандарту. Разработан план обеспечения введения ФГОС на территории района. С ним можно познакомиться на сайте нашего комитета. Каждое дошкольное учреждение (их семь) разрабатывает свой план. Постоянно действующие семинары проводятся на базах шести детских садов. Коллеги могут обменяться опытом по разным направлениям работы.
– Насколько я понимаю, федеральный стандарт вводится для того, чтобы дошколята всей страны вне зависимости от места проживания получали одинаковые возможности для развития. Как это выглядит на практике?
– Да, ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, в том числе создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, творческим потенциалом. Наша задача сейчас – с помощью семинаров, о которых я говорила выше, оказать помощь педагогам в этот переходный период. Воспитатели принимают участие в вебинарах, которые проводят министерство образования, а также департамент образования области. Мы сотрудничаем с Новгородским институтом развития образования. Одиннадцать педагогов дошкольных учреждений повысили там своё образование. Пять сотрудников сада №6 повышают квалификацию на базе Новосибирского учебного центра в рамках дистанционного обучения. Двенадцать «дошкольников» сейчас получают высшее образование. Требования к педагогам дошкольного образования предъявляются очень серьёзные, одно из них – высшее профессиональное образование.
Теперь о том, что меняется в садиках. Всё более тесной становится связка «семья-педагог-ребёнок». Для ребёнка в каждой группе в зависимости от возраста создаётся своя предметно развивающая среда, свой стиль оформления – игры, интерактив, наглядные пособия, материалы для развития воображения. У нас детсадовцы даже опыты ставят, родители изумляются на открытых занятиях. Все учреждения обеспечены нужной мебелью, каждый год заведующие стараются что-то менять, привлекая внебюджетные средства.
Мы должны всё пространство, что у нас есть, использовать для того, чтобы ребёнок получил как можно больше возможностей для развития. Хотелось бы, конечно, чтобы родители всем этим пользовались. Ещё живуче представление, что детский сад нужен только для того, чтобы за ребёнком присмотрели, пока мама с папой заняты. На самом деле, дошкольное детство – пора, когда малыш впитывает максимум представлений о мире. Пусть он пробует себя в ритмике, шахматах, иностранных языках, в чём-то ещё… Мы можем приглашать специалистов из Новгорода и Петербурга, лишь бы родители этого захотели.
Большие надежды связываем со строительством нового детского сада в центре города. Ему уже название придумано – «Сказка».
– Это всё-таки звучит лучше, чем обычный номер.
– Сейчас все сады должны будут менять документацию, так как становятся образовательными организациями. Думаю, что и названия у них появятся, не всё же быть одному «Колокольчику».
Я продолжу. У нас много желающих отдать ребёнка в садик с года. И по закону об образовании мы обязаны предоставлять услугу даже двухмесячным младенцам, но возможности такой город пока не имеет. Когда новый детский сад будет сдан, туда мы переведём детей с трёх лет. В саду предусмотрены отдельные музыкальные и спортивные залы, кабинеты логопедов, дефектологов. В штатном расписании есть музыкальные руководители, физкультурный работник. Сейчас мы определяем и спектр платных услуг, которые могут быть востребованы родителями.
А на освободившихся площадях планируем организовать ясли для малышей с года до трёх, ориентировочно на 90 мест. Разумеется, нам понадобятся дополнительные специалисты, поэтому есть предварительная договорённость с главой района Николаем Масловым, что помещения одного из освобождающихся детских садов будут отданы под жильё педагогам, которых, возможно, придётся приглашать со стороны.
Полностью от старых садиков нам всё равно не уйти: только в южной части города проживает сейчас 420 детей дошкольного возраста, и число их увеличивается. Новый же сад рассчитан на 220 мест. Кстати, на его базе планируется открыть группу кратковременного пребывания для родителей с детьми до года. Малыши привыкнут к детскому коллективу, поэтому им позже проще станет адаптироваться в яслях или детском саду. И у мам будет возможность поучиться у специалиста по дошкольному воспитанию, музыкального работника, получить консультацию врача-педиатра. Нарабатываем всю необходимую базу, чтобы уже с сентября 2015 года можно было предложить родителям такую услугу. Кстати, число дошколят от 5 до 7 лет, которые вовлечены в дополнительное образование, у нас растёт, 399 малышей получают его на бесплатной основе.
580 маловишерских школьников и дошкольников получают дополнительное образование на платной основе. Начал в этом году работу кружок программирования и робототехники на базе первой школы. Появилась театральная студия во второй школе. В них занимаются ученики со всего района. Кружки нейройоги и «Волшебный песок» работают в шестом саду. Программа дополнительных услуг постоянно обновляется. В перспективе открытие изостудии и секции спортивной акробатики для детей 3-6 лет. Плохо, что иногда трудно понять, чего хочется родителям для их детей. Вроде, информации даём много, но обратной связи почти нет.
Но вообще, чтобы оказать качественную образовательную услугу, надо иметь соответствующую материальную базу.
– Значит, разговор пойдёт о детско-юношеском Центре. Я приехала в Вишеру в конце 70-х годов. О станции юных техников уже тогда ходили легенды. Здание на улице Революции с тех пор явно не помолодело и не расширилось.
– Вы правы. Центр мог бы набрать и сто ребятишек дошкольного возраста. Мы могли бы вести и хореографию, и английский, и компьютерную грамотность – всё, что сейчас востребовано. Или тот же клуб выходного дня по субботам. Нет базы! Школы у нас открыты до 6-8 часов вечера. Все площади используются от и до.
Вишерская молодёжь разрабатывает интересные социально значимые проекты. Ребята участвовали в областном молодёжном форуме «Вече-2014». Четыре человека побывали в этом году на Селигере, привезли оттуда много материала. Но им даже собраться негде. Или куда мы, например, можем пригласить работающую молодёжь? С комитетом культуры даже о предоставлении зала и то не всегда удаётся договориться. На мой взгляд, в нашем районе, как это есть в других, должно быть учреждение по работе с молодёжью.
Валентина БАЗАНОВА
Опубликовано в газете 14 ноября