Корреспондент газеты вместе с сотрудниками пожарной охраны Новгородского района искала воду
Начальник 10-го пожарного отряда противопожарной службы Новгородской области Владимир Архипов бьет тревогу – абсолютное большинство пожарных водоемов в Новгородском районе не соответствуют требованиям. Они заросли кустарником, замусорены, использовать их по прямому назначению очень сложно. Положение дел осложнили прошлая малоснежная зима, засушливое лето. Сейчас в пожарных водоемах очень мало воды.
Откуда брать воду?
Сколько лет мы общаемся с Владимиром Архиповым, столько он мне рассказывает о неудовлетворительном состоянии пожарных водоемов в Новгородском районе. Дважды в год сотрудники пожарных частей проводят проверку водоисточников в населенных пунктах – гидрантов и водоемов. Это понятно – огнеборцы должны знать, откуда им придется брать воду, когда прибудут на пожар. И дважды в год информация о положении дел направляется в местные администрации. И органы местного самоуправления должны исправить все недочеты, на которые указали пожарные, – где-то установить отбойники, углубить водоем, отремонтировать гидрант. Что-то делается, но в целом ситуация не меняется и остается плачевной. Например, по результатам последней проверки выяснилось, что в Пролетарском поселении из 21 пожарного водоема никуда не годятся 15. Основные претензии – отсутствие подъездов, грязь и заросли кустов, недостаточная глубина. Толку от них – ноль.
– Пожарные являются заложниками этой ситуации, – Владимир Архипов откровенно объясняет положение вещей. – Когда приезжаем на пожар, в нашей цистерне имеется три тонны воды, это на 7 минут работы.
Иногда приходится делать выбор: тушить горящий дом или защищать водой стоящие рядом постройки. Как правило, выбор идет в пользу последнего – надо отстоять то, что еще не успело сгореть. А когда неподалеку имеется хороший водоем, можно подавать воду и на тушение, и на защиту.
О том, что скрывается за скупыми строчками отчета, я увидела, побывав на нескольких особо «показательных» пожарных водоемах Бронницкого и Пролетарского поселений в сопровождении начальника 10-го отряда противопожарной службы Новгородской области Владимира Архипова, начальника 29-й пожарной части Александра Антонова и инспектора по пожарной профилактике этой же части Любови Шпилевой.
Бестолковые источники
Наш путь лежит в Холынью, а по дороге проезжаем деревню Русско, знаменитую множеством понастроенных «дворцов». Как их будут тушить, если что?
– Только подвозом воды, – объясняют мне мои сопровождающие. – В Русско есть пожарные водоемы, два из них совсем новые, но, надо сказать, сделаны неудачно. В одном совершенно нет воды, а другой, хоть в целом и неплохой, выкопан вдали от домов. В Русско есть и самый надежный водоисточник – река. Но опять же – нужен хороший съезд к ней, чтобы проехала пожарная машина.
Река Гриб сейчас представляет жалкое зрелище и как нельзя лучше характеризует общую ситуацию. В районе моста, кажется, еще немного и русло вообще пересохнет.
И вот мы в Холынье. Эта деревня вызывает особую тревогу у пожарных, потому что уж очень близко друг к другу здесь расположены дома. Случись пожар – огонь будет быстро перекидываться на соседние строения. Единственное спасение – непрерывная подача воды и на очаг пожара, и на соседние дома.
Очень древнее сооружение под шиферной крышей, поросшей мхом, это и есть пожарный водоем, который числится в реестре. Владимир Архипов мне пояснил:
– Это так называемый крытый водоем. Крыша предохраняет от замерзания воды. Когда-то водоем был сделан по уму – мы видим здесь трубы, при необходимости, видимо, включали насос, открывали вот этот вентиль, и вода поступала сюда из реки.
– Послушайте, ведь и правда, здесь неподалеку река. Может, пожарным легче воду брать из нее? – я стараюсь прояснить все нюансы.
– Конечно, река – это безграничный источник воды. Но нужен подъезд к реке, подходящее место, где можно опустить рукава. При выполнении этих условий, можно подавать воду прямо на дома, расположенные вблизи реки. Это самый лучший вариант – тушить пожар не подвозом воды, при котором теряется время, а напрямую из водоисточника. У пожарного водоема точно такая же цель – мы должны иметь возможность использовать его для тушения близлежащих домов. Наша магистральная линия – 200 метров, это значит, что на 200 метров в обе стороны от пожарного водоема дома будут защищены.
В том состоянии, в котором данный водоем в Холынье находится сейчас, пожарные явно не смогут использовать его для своих целей.
Еще интереснее оказалось в Чавницах.
– Там прекрасный водоем – большой и глубокий. У него один недостаток – отсутствие проезда, – предупредил меня Александр Антонов. – Поэтому пойдем пешком.
Действительно, не с первого раза найдя поворот к водоему (нет указателя), наш уазик уперся в заросли кустов. Раздвигая руками кусты, перешагивая коряги, мы пошли в поисках воды. Пара десятков метров – и мы у цели. Водоема, правда, не видно, но через плотную заросль все-таки можно разглядеть водную гладь и сетку-рабицу, которой когда-то по-хозяйски огородили водоем.
– С практической точки зрения, пользы он никакой не принесет. Хотя в реестре водоемов указан, – сказали мне сотрудники пожарной охраны.
Между тем пожары в Чавницах случаются, последний был 2 мая. Тушили подвозом воды, естественно, не из этого водоисточника.
– Значит, все-таки справились? – уточняю я.
– А когда мы не справлялись? Главное – последствия, все ли сделано, чтобы минимизировать ущерб.
«Интересные» водоемы мне показали и в поселке Пролетарий. Один из примечательных – на улице Сосновой. Прекрасно вычищен, воды полно, накрыт железобетонными плитами, чтобы не засорялся. А люка для забора воды нет. Ни малейшего отверстия, куда можно было бы просунуть пожарный рукав!
А сколько в Пролетарии деревянных многоквартирных домов! Мы подъехали к одному из них на улице Октябрьская. Пока осматривали так называемый пожарный водоем (он был прикрыт плитами, в которых, как водится, не было отверстия), к нам вышла местная жительница. Узнав, что мы по части пожарной безопасности, она сказала, что жить в старом деревянном доме ей очень страшно – «пороховая бочка». Мы могли только посочувствовать и призвать к особой бдительности.
Последняя точка в Пролетарии – на улице Южной. Когда подъехали к цели, сотрудники пожарной охраны радовались, как дети:
– Надо же – кусты вырубили, можно даже подойти к нему!
По словам сотрудников пожарной части, это прекрасный водоем, он даже был обшит бревнами, чтобы не обваливались стенки. Но на протяжении последних лет про него забыли, никак не ухаживали. К тому же и местные жители относились к нему безобразно – здесь огромное количество мусора.
– Размеры водоема 4 на 5 метров. С учетом глубины, здесь около 20 кубов воды. Используя свою цистерну и этот водоисточник, мы сможем потушить дом без больших последствий, – сказал начальник пожарной части Александр Антонов. – Надо очистить его от мусора и сделать подъезд.
Всегда бы так
Сейчас ситуацию с пожарными водоемами взяла под контроль администрация района, заинтересовалась темой и районная прокуратура. Справедливости ради отметим, что такое положение дел не только в Новгородском районе, поэтому вопрос изучают и на уровне области. На последнем заседании районной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций также поднимали эту тему. Наверное, дело сдвинется с мертвой точки. Но время ушло, а водоемы запущены. Быстро навести порядок не получится, тем более накануне зимы. В качестве выхода Владимир Архипов предлагает решать вопрос с местными предпринимателями, организациями, чтобы при необходимости использовать их технику, прицепы с бочкой для подвоза воды к очагу пожара.
А еще заметим, что правильные пожарные водоемы все-таки у нас есть. Мне назвали несколько таких адресов – и в Новоселицах, и в Броннице. Один из них расположен «на борах» в Броннице. Съезжаешь с трассы – и все как положено – указатель, красные отбойники, чистая гладь воды… Везде бы так.
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора
Опубликовано в газете 13 ноября