Любое дело живёт, пока у него есть продолжатели. У художника-керамиста Берёзкина – они есть
Многим, наверное, известна притча о том, что Бог создал человека из глины. Остался у творца кусочек и получил человек его в подарок. А вместе с ней, с глиной, обрёл и способность творить – «лепить», собственную жизнь. Все мы приходим в мир с таким вот кусочком глины, и каждый распоряжается этим даром по-своему.
По пути к мечте
С жителем деревни Чечулино Валерием Николаевичем Берёзкиным мне посчастливилось познакомиться несколько лет назад, когда он преподавал изобразительное искусство (рисование, лепку, инкрустирование соломкой) в Подберезской школе-интернате. Стоило только заглянуть за стекло стареньких классных сервантов, чтобы понять – ему удается пробудить в детях, далеко не домашних, теплые чувства и тягу к прекрасному.
Сам он тоже воспитывался не в родном, а в детском доме, о котором сохранил только самые добрые воспоминания. Были там, как рассказал Валерий Николаевич, многие гектары земли, коровы, лошади. И каждый год – большой урожай. Трудились все. Детский дом обеспечивали продуктами, даже в городе овощи продавали. Стремление к творчеству в нём проявилось ещё в юности. А когда он был в восьмом классе, в детский дом пришла новая учительница рисования – настоящая художница. С тех пор этот предмет стал едва ли не самым любимым, хотя и по другим дисциплинам Валерий успевал хорошо. Правда, говорит, хулиганил, как и все детдомовские мальчишки. После окончания десятилетки классный руководитель привезла его «на смотрины» на фарфоровый завод посёлка Пролетарий. Единственного из многих претендентов юношу определили подмастерьем в святая святых предприятия – художественную лабораторию. Там Валерий прошёл индивидуальный курс обучения росписи фарфора. Получил сначала пятый, а, вернувшись после службы в армии, и шестой – высший разряд. Такая квалификация позволила ему трудиться не в серийном производстве, а заниматься авторской работой, или, например, копировать роспись с музейных экспонатов. И всё же его тянуло к корням, к народному искусству.
– После сбора урожая в поле пойдешь, а там такие колосья не срезанные, загляденье! Их утюжком разгладишь, композицию нужную сотворишь. Ну не радость, разве? – с ностальгической ноткой в голосе замечает Валерий Николаевич.
Изготовление картин из соломки, городецкая роспись сначала были просто увлечением, а потом пригодились ему и в профессиональной деятельности. Художественное творчество на фарфоровом заводе Берёзкину, конечно, нравилось, но он был уже человеком семейным, а квартирный вопрос никак не решался. Посему приглашение стать художником-оформителем в совхозе «Новгородский» с перспективой получения жилья он принял незамедлительно. Когда же в 90-е совхозное производство пришло в упадок, он стал преподавать рисование в Чечулинской средней школе, а потом изобразительное искусство в Подберезской коррекционной школе-интернате.
– Там я проработал почти 20 лет и могу сказать точно, что арт-терапия давала положительный результат в развитии детей, страдающих слабоумием. Они лучше учились, легче общались. Любой природный материал, с которым ребенок соприкасается в творчестве, оказывает лечебный эффект. Глина в этом ряду занимает особое место. А здоровым ребятам лепка помогает, в первую очередь, развивать фантазию, оттачивать мастерство и, главное – постигать традиции народных промыслов. На вопрос о том, как появилась идея открыть гончарную мастерскую Валерий Николаевич охотно ответил:
– Всё началось с мечты. Ещё будучи педагогом дополнительного образования в Подберезской школе-интернате, обучая детей инкрустации из соломки и росписи по дереву, проходил курсы повышения квалификации под руководством художника-керамиста Новгородского музея-заповедника Вячеслава Тарасова. Он и стал моим идейным вдохновителем. Сначала я простые игрушки и свистульки мастерил, а потом кувшины, горшочки. Появилось желание и детей научить не просто формовать кусочки глины, а дать знания о традициях старинного русского гончарного ремесла.
Всё получится, если...
Детям занятия лепкой нравились. Берёзкин же своим учительским чутьём понимал, как хотелось им прикоснуться к ремеслу древних мастеров прошлого, да и самим, конечно, почувствовать себя мастерами. Это было очевидно, как и то, что средств на создание полноценной мастерской, где были бы и гончарный круг, и муфельная печь у него не имелось. Но мечта, как известно, сбывается, если к ней стремиться всей душой и умом.
Валерий Николаевич разработал подробный план создания мастерской: от идеи и финансовых обоснований до конечной цели, и представил его на 5-й областной конкурс творческих инновационных проектов «Новгородика-1150». Представьте, выиграл грант в 150 тысяч рублей! В этом же году Берёзкин приступил к воплощению своей мечты-идеи.
С лёгкой руки директора Чечулинского районного центра культуры и досуга Элеоноры Фоменко и при полной поддержке этого благого начинания со стороны районного комитета культуры гончарная мастерская разместилась в здании центра. Ремонт в заброшенных и до нельзя захламлённых комнатах делался быстрыми темпами: начали в августе 2012 года, а первое занятие в студии состоялось уже в ноябре. Друзья помогли Берёзкину материалами. Ученики Алексей Забелин и Данил Дмитриев, не щадя своего времени, каждый выходной приходили в будущую мастерскую и помогали наводить там порядок. Сам Валерий Николаевич мастерил столы, навесные полки, стеллажи. На средства гранта купили муфельную печь для обжига (аж на 50 литров!) и современный гончарный круг.
Словом, помещения преобразились так, что гости, которые пришли на официальную церемонию открытия студии (мне тоже повезло быть там в торжественный день) не могли скрыть своего удивления. Кстати, на открытии студии глава районной администрации вручил студийцам грант, который они использовали на завершение ремонта. А название это объединение юных гончаров получило «Кудесники», волшебники, то есть, маги. Ну, согласитесь, разве это не магия создавать из обыкновенной, добытой в ближайшем карьере глины, настоящие произведения искусства, приятные и глазу, и рукам, и душу греющие?!
Давайте удивляться чудесам
В витринах высоких стеллажей сегодня расположились глиняные игрушки. Одни чудаковатые, трогательные и наивные. Другие, сделанные старшими воспитанниками мастера Берёзкина, могли бы, по-моему, встать в один ряд с творениями рук профессиональных гончаров. Есть здесь и выставочные экземпляры, сувениры, созданные специально к 85-летию Новгородского района по личной просьбе главы Анатолия Швецова.
Отмечу, что одной из задач гончарной студии Берёзкин считает как раз создание сувенирной продукции с символикой Новгородского района, чтобы гости, приезжающие к нам, могли приобретать разные «памятки».
...Стены учебного класса украшены фотостендами, керамическими панно и картинами, выполненными в технике инкрустации соломкой, пластилиновой живописи. А ещё их облагораживает здесь масса почётных грамот (областных, министерских, российской организации по работе с одарёнными детьми «ИНСАЙТ») и дипломов за участие и победы во всевозможных конкурсах, фестивалях. Самой дорогой наградой Валерий Николаевич называет победный диплом за участие в областном конкурсе «Мастер года-2012». И всё же человек он чрезвычайно скромный и о своих регалиях рассказывает неохотно. Зато о студийцах говорит с нескрываемым удовольствием.
– В нашей мастерской мальчишки и девчонки учатся лепить сказочных персонажей, диковинных зверюшек, другие игрушки, сувениры, традиционные горшочки, – поясняет Берёзкин. – Фигурки эти не повторяют, не копируют ни одну известную технику (Дымково, Каргополь, Абашево, Романово...) Они просто вобрали в себя многие навыки и приёмы, известные русским гончарам с давних времён.
Некоторые работы столь совершенны, что их вполне можно было бы выставлять на продажу.
– Почему бы не зарабатывать, торгуя сувенирами, – спрашиваю?
– Некоторые изделия продаются, но только на ярмарках декоративно-прикладного творчества. Например, на празднике ремёсел в Наволоке влёт уходили свистульки.
Между тем, по твёрдому убеждению Берёзкина, лучшие образцы, выполненные детскими руками, должны оставаться в студии, как пример для новых учеников.
Замечу, что за двадцать лет преподавательской работы учеников у Валерия Берёзкина было не один десяток. Как сам признаётся, среди прочих – немало очень одарённых. Но на уроках он ко всем относится одинаково, чтобы даже неумехи не были обделены вниманием. Правда, есть и те, которыми учитель особенно гордится. Например, Никита Никитин, Алексей Забелин, Соня Кукушкина, Андрей Можаев.
Никита – самый старший ученик в студии. Пришёл сюда в 13 лет, а сейчас заканчивает одиннадцатый класс и собирается поступать в НовГУ на факультет художественной обработки материалов. Уже третий год подряд юноша вместе с президентским дипломом по декоративно-прикладному искусству получает и президентские премии, большую часть из которых тратит на любимую гончарную студию.
– Он наш главный спонсор, – шутит Валерий Николаевич. – Благодаря ему «Кудесники» приобрели два японских гончарных круга.
Вообще, как заметил Берёзкин, такие самородки, как Никита, – редкость. А он к тому же, как уверенно заявил в беседе со мной, хочет передавать традиционное ремесло детям. Тут же скажу, что Никита не просто мастерски работает на гончарном круге. Он сам придумывает и воплощает в глине образы фантастических птиц, делает керамические барельефы, которые могли бы стать украшением и домашнего, и офисного интерьеров. А недавно он изобрёл ...домовёнка. Миниатюрные симпатичные игрушки до поры хранятся дома. Если же случится путь-дорога, их можно взять с собой и, надев на палец, поболтать, расспросить, как там дела в родной сторонке.
Ученики Берёзкина, да и он сам, всегда успешно участвуют во многих всероссийских конкурсах, становятся призёрами и победителями. В конце октября, например, с Дипломом и Благодарностью вернулись из Алушты, где проходила всероссийская профильная детская смена «Моя Россия – Крым», организованная министерствами культуры, образования и науки РФ.
Одним из устроителей мероприятия выступила также автономная некоммерческая российская организация по работе с талантливыми и одаренными детьми «ИНСАЙТ». Мы связались с её директором Галиной Савельевой и попросили высказать своё мнение о наших земляках:
– Обучая детей древнему русскому ремеслу, Валерий Николаевич делает нужное дело, – подчеркнула Галина Николаевна. – Не бывает у дерева пышной кроны, если нет здоровых корней. Как раз к корням, к истокам национальной культуры он возвращает детей, это, во-первых. Во-вторых, большое значение имеет то, что уникальная мастерская открыта в сельской местности. Дети могут эстетически развиваться, что называется, у себя дома. Им не нужно ехать для этого в город. Наконец, создание студии гончарного искусства вполне может послужить толчком к дальнейшему культурному развитию деревни. Кто знает, может быть, через какое-то время Чечулино благодаря «Кудесникам» станет востребованным туристическим продуктом региона, ведь деревня стоит фактически на федеральной трассе.
Приходите к нам учиться
Знакомство с гончарным делом для начинающих студийцев предваряет экскурсия по мастерской. Только потом ученики берут в руки глину. Первый опыт – это упражнения. Месит, мнёт, лепит из глины ребятня всего-то жгутики, шарики, лепёшечки. Но проходит несколько занятий, и вязкий кусочек красной, благодатной новгородской глины превращается в забавного барашка или медвежонка, или в симпатичного коника. Потом игрушки отправляются в печь и после обжига обретают свой окончательный вид.
– Мы делаем упор на авторскую игрушку, а не на стандарт, – поясняет Валерий Николаевич. – Каждое творение детских рук – импровизация, плод личного восприятия формы, характера глиняного персонажа.
Уроки проходят два раза в неделю и длятся академический час, причём тем студийцам, которые к лепке проявляют горячий интерес, учитель разрешает приходить и во внеурочное время. Ну что делать, если тянет ребят к творчеству?
– Только поощрять, – уверен Берёзкин.
Пока, как говорит Валерий Николаевич, студия ещё только набирает обороты, но уже сегодня находится на самоокупаемости. А в ближайших планах – открытие персональной выставки самого руководителя, презентация музея «Глиняный горшочек». Экспозиция почти готова и состоит из предметов, собранных в этнографических экспедициях по деревням Новгородского района, в которых участвовали воспитанники студии, жители деревни Чечулино. Набралось уже немало интересных экземпляров, ведь есть ещё бабушки, бережно хранящие кухонную утварь «давно минувших лет»: крынки под молоко, кувшины для кваса, статуэтки да и многие другие, теперь уже уникальные глиняные вещицы. Так что если и у вас в чуланах или на чердаках завалялись таковые, вы можете пополнить гончарный арсенал будущего музея.
– О чём мечтается сегодня? – интересуюсь у собеседника на прощание.
– Создать серьёзную методическую базу по гончарному ремеслу, давнему и нынешнему, проводить мастер-классы для коллег – работников культуры, а Бог весть, может, и для любителей, набирающего популярность сельского туризма...
Ещё, повторимся, мечтает главный «кудесник» района прославить свою родную новгородскую землю керамическими «памятками» – это небольшие настенные плакетки и панно с барельефами новгородских церквей и примечательных исторических мест. Но главное, для него, конечно, – дети, ученики, способные создать свою собственную глиняную сказку.
Глина – чудесный материал и путь её к совершенству сродни человеческому жизненному пути. И мнёт, и жмёт, и крутит-вертит, и обжигает её мастер, пока та не окрепнет. Легенды про глину сложены, притчи сочинены. Она исцеляет, воду с огнём примиряет. А птицы-свистульки, как считали наши предки, злых духов отгоняют, по весне солнышко закликают. Коники приносят в дом достаток. Лепят их, коников и птичек, детские руки в студии «Кудесники». И пусть не могут эти рукотворные кони и птицы сами в небо подняться, но они отпускают в полёт творчества тех, кто их создаёт...
Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора и из архива студии «Кудесники»
Опубликовано в газете 13 ноября