14 ноября состоялся брифинг руководителя департамента экономического развития и торговли Новгородской области Евгения Богданова.
На встрече с журналистами он прокомментировал основные показатели из доклада минэкономразвития РФ о комплексной оценке эффективности работы органов исполнительной власти регионов по итогам 2013 года.
В ходе брифинга Евгений Богданов подвел итоги социально-экономической политики за девять месяцев 2014 года:
Вначале - о самых важных макроэкономических показателях. Самый главный из них — объем валового регионального продукта. В этом году мы ожидаем его на уровне 190 миллиардов рублей. Кроме того, одним из важнейших показателей является объем промышленного производства, индекс промпроизводства. Надо сказать, что на протяжении последних лет мы занимаем на Северо-Западе первое место по индексу промышленного производства. И за девять месяцев этого года он составляет больше 109 процентов.
Следующий важный показатель — объем инвестиций в основной капитал. Этот показатель измеряется поквартально. За девять месяцев мы превысили уровень в 100 процентов. В прошлом году у нас был рекордный показатель — с темпом роста почти в 109 процентов. С инвестициями в нашем регионе все в порядке и в этом году мы ожидаем их в объеме не менее чем на 60 миллиардов рублей.
У нас наметился и перелом по сельскому хозяйству. Рост продукции сельского хозяйства в Новгородской области составляет 107,7%. Это достаточно высокие темпы. По строительству жилья мы сейчас вышли на цифру практически в 170 тыс. квадратных метров, с темпом роста в январе-сентябре 2014 года в 143% выше чем за тот же период прошлого года.
Торговля — одна из важнейших отраслей, дающая значительный вклад в валовой региональный продукт. Мы также идем по темпам роста розничной торговли на первом месте по Северо-Западу России — 105,4%.
Перейдем к социальным показателям. Реальные денежные доходы населения Новгородской области в январе-августе этого года находятся на седьмом месте в России и на первом — в СЗФО. По безработице у нас также традиционно благоприятная обстановка. Чтобы было более наглядно, отмечу, что на одну вакансию у нас в регионе приходится 0,4 безработных. То есть, практически, нам не хватает трудоспособного населения, чтобы закрыть вакансии.
Затем, у нас хорошие темпы снижения смертности. В 2014 году наша область занимает седьмое место в стране по темпам снижения этого показателя и первое — в Северо-Западном федеральном округе. Думаю, если мы дальше будет идти такими темпами, то по данному показателю мы снизим уровень смертности до среднероссийского показателя.
Не скрою, нас беспокоит вышедший сейчас документ — доклад о комплексной оценке эффективности работы органов исполнительной власти регионов по итогам 2013 года. Надо заметить, что данный документ делается по сведениям собранным за три прошедших года. Разрабатывался он еще в минрегионе, но, как мы знаем, сейчас это министерство ликвидируется. Поэтому теперь данные аккумулируются в минэкономразвития.
Кстати, такая комплексная оценка производится у нас с 2007 года, и ежегодно показатели этой комплексной оценки меняются.
В данной комплексной оценке учитывается ряд показателей которые разбиты на три блока. Каждый из них имеет свой вес. Первый блок — развитие экономики. Второй — социальная сфера (вес - 30%). И третий — опросы населения (20%).
Кто же дает эти данные? Ряд показателей по статистике. Остальные — по опросам, которые производит ФСО, по данным федеральных министерств и ведомств.
Первый блок содержит показатели, которые характеризуют оценку развития экономики, объемы частных инвестиций в основной капитал. Также — налоговые и неналоговые доходы региона, реальные денежные доходы населения и оборот малого бизнеса, уровень ввода жилья.
В социальный блок отнесены показатели характеризующие уровень жизни, естественную смертность, уровень реальной безработицы, успеваемость по ЕГЭ и долю детей-сирот неохваченных различными формами семейного устройства.
По каждому показателю делается сводный индекс, в котором учитывается и динамика показателя и абсолютное его значение.
Важно понимать, что если у нас по какому-либо показателю хорошие данные, и даже если абсолютный показатель по году хороший, мы не можем состязаться с такими регионами как, например, Санкт-Петербург. Мы не достигнем в ближайшей перспективе абсолютных цифр как в столицах. А доля абсолютных значений в этих показателях — очень значительна. Затем негативную роль может сыграть провал в динамике по годам по тому или иному показателю.
Третий фактор — достаточно высокая доля оценки органов исполнительной власти. Она сильно влияет на общий показатель. Причем, результаты этого рейтинга могут быть достаточно необъективно обсуждаться. Например, в СМИ.
В рейтинге Новгородская область находится на 71 месте. При этом по экономическим показателям — на 40-м. 40-е место - совсем неплохой результат, ведь в оценку экономики входят и абсолютные значения. Получается, что оценка населения опускает общий результат для Новгородской области до 71 места.
Парадоксально, но Псковская область, находясь внизу рейтинга по экономике и социальной сфере, но имея высокий относительный уровень удовлетворенности населения властью, заняла итоговое место выше Новгородской области.
Думаю, в случае с нашей областью свою роль играет ее территориальная близость с Москвой и Санкт-Петербургом — субъектами федерации с более развитой инфраструктурой. Изначально — та планка, которая задается жителями нашего региона по его развитию, очень высока. Задача власти — достичь этот уровень ожиданий — очень трудна. Но власть должна и будет стараться решить данную задачу.