С нынешнего и по 2020 год в нашем регионе действует целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий в Новгородской области», в связи с этим интересно услышать от первого лица, как этот проект реализуется в деревнях Пестовского района. Первой на мои вопросы ответила глава Богословского сельского поселения Наталья ПАВЛОВА.
– Наталья Викторовна, прежде чем говорить о развитии вашего поселения, расскажите о его жителях.
– На территории нашего, одного из самых крупных поселений Пес-товского района, зарегистрированы 1254 человека. Самые населённые деревни — Брякуново, Богослово, станция Абросово, а всего у нас насчитывается 54 деревни, в пяти из них в летний период проживают только дачники. Смертность превышает рождаемость (соотношение составляет 40 к 6–9). На 747 трудоспособных граждан приходятся 303 пенсионера. Деревни стареют, молодёжи очень мало. Если говорить о перспективах, то они есть, пожалуй, только в Богослове, Брякунове, станции Абросово, где люди работают, ведут своё хозяйство, улучшают жилищные условия.
– Несколько лет назад Богословское поселение в числе немногих в районе приняло участие в целевой программе «Социальное развитие села», а есть ли сегодня возможность предоставить гражданам земельные участки под жилищное строительство?
– Две молодые семьи воспользовались программой и построили большие, удобные, красивые дома, ничуть не уступающие городским квартирам. Администрация поселения продолжает работу с оформлением земельных участков. В деревне Дмитровское провели уточнение границ населённого пункта (межевание), там имеются земельные участки для дальнейшего предоставления их льготным категориям граждан. В границах поселения есть свободные участки под жилищное строительство, но желающих строиться нет, прежде всего, потому, что на селе отсутствует работа.
– А где же трудятся более 700 человек?
– Часть трудоспособного населения работает в социальной сфере, на пилорамах у индивидуальных предпринимателей, многие трудятся в Пестове — в ЖКХ, на железной дороге, в дорожном хозяйстве, в пожарной части, ЦРБ, хлебозаводе.
– Развитие социальной сферы, предпринимательства — это замечательно, но деревня издревле слыла кормилицей страны. Есть ли на территории поселения сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства? В каком они состоянии?
– У нас числится одно коллективное хозяйство — ООО «Родник», которое из-за финансовых и кадровых проблем едва сводит концы с концами. От него в Богослове работает магазин, где можно купить и продукты питания, и сопутствующие товары. Выращивается, правда, в небольших объёмах, картофель. Сельское хозяйство Богословского поселения — прежде всего, личные подсобные хозяйства, где содержатся 126 голов КРС, в том числе 30 коров, есть овцы, козы, домашняя птица, 199 пчелосемей. Для себя люди выращивают картофель, овощи. Конечно, это — капля в море. К сожалению, в этой сфере сегодня работать мало кто хочет. Причин много — это и низкие заработные платы, и тяжёлый, в основном, ручной труд, и мизерные закупочные цены на молоко и мясо, при этом постоянно повышаются тарифы на электроэнергию, воду, растут цены на ГСМ и корма. Возможно, у нас найдётся инвестор и создаст сельхозпроизводство, благо, земли сельхозназначения на данный момент находятся на стадии оформления их в собственность муниципалитета, и в дальнейшем мы сможем предоставить их в аренду. Хочется смотреть в будущее с оптимизмом, но, увы, настоящее не очень радует.
– Говоря о сегодняшнем и зав-трашнем дне, не могу не вернуться к ещё одной проблеме вашего поселения — автобусного сообщения. Как добираются сельчане до Пестова?
– Да, это проблема. Ещё два года назад каждый день по маршруту «Пестово — Богослово — Абросово — Пестово» ходил рейсовый автобус, и он был рентабельным. Однако, в связи с финансовыми проблемами, руководство Пестовского АТП сняло несколько рейсов, и автобусы стали ходить только в понедельник, среду, пятницу, а также в одно воскресенье и в один вторник месяца, а потом — вообще только в понедельник и пятницу. Да, у большинства сельских жителей появился личный транспорт, многие обходятся без автобусного сообщения, но что делать пожилым людям? Население в деревнях стареет, и бросать этих людей на произвол судьбы недопустимо, а ведь есть ещё и студенты... Автобусное сообщение должно быть, оно востребовано, просто сегодня людей искусственно отучают ездить на общественном транспорте. Отмену рейсов АТП мотивирует тем, что пассажиропоток маленький, поэтому и невыгодно. Откуда возник миф о низком пассажиропотоке? Нередко граждане, оплачивая проезд, не берут у водителя билеты — вот вам и недостоверная отчётность, поэтому я убедительно прошу своих земляков приобретать билеты. Не нужны они вам — выбросите их после поездки. По какой ещё причине пассажиропоток может оказаться мизерным? Да всё от той же нестабильности: то автобус есть, то его нет, вот и приходится людям заранее решать: идти им на остановку или проще попросить соседа отвезти в райцентр. А иногда приходится и вообще такси заказывать...
В общем, во всём нужна стабильность.
В конце октября совместными усилиями с администрацией района и АТП мы решили транспортную проблему: маршрут возобновили, и вот уже в течение месяца автобус ходит в понедельник, среду и пятницу. Кстати, он рассчитан на 22 пассажира, и я очень надеюсь, что АТП не будет допускать сбоев рейсов, а жители поселения будут постоянно пользоваться общественным транспортом, приобретая билеты, чтобы этот маршрут вновь не посчитали убыточным.
Ирина МОЗГОВАЯ
Фото автора
Опубликовано 20 ноября №90