В череде последних неприятностей в сфере организации для жителей района пассажирских перевозок появился ещё один серьёзный негативный факт.
Где заплутала выгода?
14 ноября батецкие пассажиры впервые не смогли воспользоваться привычным автобусом межобластного сообщения №760. Это едва ли не самый популярный рейс на маршруте Великий Новгород – Луга. Автобус выходил из областного центра в 6.40 утра и после захода в Батецкий следовал в 8.15 в Лугу. Кстати, это была единственная возможность выбраться в соседнюю Лугу поутру. Люди ездили туда лечить зубы или торопились на маршрутку до Питера. На обратном пути в 11.15 автобус отправлялся из Батецкого в Новгород. Причём, он был единственным, где действовали льготные талоны для ветеранов (в 6.40 из Новгорода и в 11.15 из Батецкого). А это, как ни говори, две бесплатные поездки в месяц, что для многих существенно. Перевозчиком в данном случае является новгородское ООО «Фабус». Его директор Олег Анисимов заявил, что закрыть этот рейс его вынудили крайние экономические обстоятельства. Мол, по сути, уже вполне можно говорить о форменном банкротстве. С каждого километра, по его словам, фирма имеет 20 рублей убытков. Кроме того, из областного бюджета перестали возвращать дотацию за перевозку льготных пассажиров. Дело дошло то того, что уже не на что стало заправлять машины перед рейсом…
А пассажиры-то причём?
Вообще, конфронтация региональных структур и фирм-перевозчиков, похоже, завязла в неконструктивной фазе. В области решили, что автобусники чуть ли не наживаются на дотациях. При этом, похоже, особо нечем опровергнуть доводы, изложенные местными транспортниками в известном коллективном письме к губернатору. Напомним, они сетуют на скверные дороги, на снижение областных дотаций при росте цен на ГСМ и запчасти, на уменьшение пассажиропотока, на низкую зарплату водителей автобусов, на отсутствие концепции развития пассажирского транспорта общего пользования, а также закона об усилении ответственности за незаконные перевозки пассажиров. Самим гражданам трудно в этом разобраться и, тем более, решить проблему. Просто им невдомёк, почему прежде средств хватало на всё? Почему жители отдалённой деревеньки в пять домов должны чувствовать себя неполноценными гражданами? Конечно, заезд автобуса в такой населённый пункт далёк от рентабельности. Но если всё измерять исключительно рублём, недолго дойти до абсурда. В конце концов, можно пустить в рейс автобус и поменьше. С другой стороны, не честнее ли прямо сказать: «Дохозяйствовались до ручки, денег больше нет». Это хотя бы понятно. И не так удивительно на фоне объективных трудностей текущего политического момента.
На областной уровень
Напомним, что у наших пассажиров «в сухом остатке». На новгородско-лужском направлении действует ещё один автобус рейса №760, принадлежащий индивидуальному предпринимателю из Луги Андрею Голубу. Как известно, автобус отправляется из Батецкого в Новгород в 8.45, оттуда в 11 отправляется обратно. Побывав в Луге, он в 15.05 отъезжает из нашего райцентра в Новгород, откуда снова отправляется в Батецкий в 17.20. Это что касается межобластных маршрутов. Пригородным сообщением занимается новгородское АТП-3, владельцем которого является всё тот же Олег Анисимов. По понедельникам, пятницам и субботам в 8 утра автобус рейса №135 отправляется из Батецкого в Новгород через Озерёво и обратно (в 16.30). Правда, пошли навстречу студентам и в воскресенье время отправления из Батецкого перенесли на вечер (в 17.50 с заходом в Городню). Кстати, на этот автобус можно купить льготный проездной билет, который действует и в городе. По такому билету количество поездок не ограничено. Остаётся добавить, что если прежде пригородные перевозки были в ведении района (сами объявляли конкурсы и т.д.), то теперь принято решение о делегировании полномочий по организации межобластных и пригородных пассажирских перевозок на областной уровень. Пока трудно сказать, как и на чём это скажется, но с 1 января 2015 года всё будет в руках департамента транспорта и дорожного хозяйства.
***
В адрес этой инстанции от имени Главы района Владимира Иванова отправлено тревожное письмо с просьбой повлиять на ситуацию. Заместитель руководителя департамента, начальник управления транспорта Иван Средняков заверил: «Будем заниматься…». А мы будем ждать. Что ещё остаётся?
Олег ПЛАТОНОВ
Опубликовано в газете 27 ноября