Понедельник, 15 сентября 2025

Редакция

Пусть я не друг, но человек

Глядя на полузаброшенный дом «в три окна», что находится в центре Выбитского сельского поселения, можно предположить, что жили в нем, в принципе, не так давно, люди весьма зажиточные. Говорит об этом не только его размер, но и прочный фундамент. К этому единому мнению пришли мы со старшим инспектором филиала Федеральной службы исполнения наказаний по Солецкому району Юлией Тимофеевой и сотрудником Комплексного центра социального обслуживания населения Виталием Илларионовым, куда привела нас причина весьма печальная. В этом доме заживо умирал человек. Вернее, все обстоятельства его жизни, которые на момент нашего визита сложились, неизбежно вели его к смерти. По правде сказать, входя в этот дом, никто из нас уверенным не был: жив он или нет.

Промозглые комнаты были окутаны тьмой и зловонным запахом, так пахнет не бедность и даже не нищета. В углу кухни стоял диван с грудой ветхого тряпья. Ничего человеческого мы сначала не заметили. Вдруг ворох ветоши зашевелился, и оттуда показались чьи-то желтые, костлявые запястья. Еще мгновение и на нас смотрели два затуманенных глаза. Человек был жив. Худшие надежды его односельчан не оправдались. Сиплым голосом он прохрипел: «Пить». Мы оглянулись в поисках посуды, но под ногами у нас оказался лишь ржавый бидончик со льдом. В доме, где очень давно не топили печь, все замерзло. Рукой человек указал на пустую бутылку. Воду пришлось просить у соседей. Вернее, у соседки Марии Алексеевны Молевой. Живет она в доме напротив, и была единственной, кто с сочувствием о нем отзывался.

-Хоть он и паразит, а жалко его. Живой ведь человек, - кивая головой, размышляла она, - я все время смотрю на дом и думаю, как он там? Не замерз ли? Помочь-то я ему ничем не могу, мне самой 83 года. С большим трудом с делами домашними справляюсь.

Мария Алексеевна пригласила нас к себе, но проходить мы не стали, а попросили лишь воды для ее соседа. Она налила в бутылку крепкого сладкого чая и передала ее Виталию Николаевичу. 

Сергей ЕршовМы снова вернулись в дом к тому человеку. Виталий Николаевич налил ему чай и поставил на стул перед диваном теплую еду. Социальный работник к поездке в Выбити был готов, привез не только еду, но и большую сумку теплой одежды. Озадачен был лишь одним: в Выбитях нужно найти человека, который бы носил ему еду. В Сольцах договорились, что будут передавать для него порцию вместе с обедами школьников. Люди, которые нам встретились во время нашего приезда, делать это отказались. Сославшись на то, что всем он и так надоел, и помогать ему никто не хочет. 

В общем, никому до этого умирающего старика дела не было. Пока не произошел с ним «счастливый случай» - за кражу продуктов из холодильника жительницы поселка он был условно осужден и попал на учет в федеральную службу исполнения наказаний.

- Одна из основных задач нашего учреждения – социализация осужденных, - говорит начальник филиала Вера Савченко, - мы проверяем, в каких условиях проживает человек, который по решению суда должен у нас регулярно отмечаться. И так как осужденный Ершов не являлся к нам на отметку, мы приехали к нему с проверкой. То, что мы увидели, повергло нас в шок. Это был не человек, а немощное тело. В один из своих визитов мы вызвали «скорую помощь», но они отказались госпитализировать его в больницу, ссылаясь на отсутствие социальных коек. В администрации Выбитского поселения также ответили, что сделали для него все, что могли. 

В судьбе Сергея Ершова не всегда все было плохо. Родился он в порядочной семье, имел хорошую работу. Трудился токарем в одном из хозяйств, а когда колхоз развалился и он лишился работы, стал злоупотреблять алкоголем. Долгое время жил на содержании матери, а когда женщина умерла, начал попрошайничать.

По рассказам односельчан, есть у него и дочь, и сестра, и племянник, но, ни с кем из родственников связи он не поддерживает. Желания помочь ни у кого из них нет, так как он, в свое время, вычеркнул их из жизни. Так и скитался он по деревне, мозоля глаза соседям. То кочан капусты срежет на чужом огороде, то картошки выкопает. Сам ни трудиться, ни огородом заниматься желания не имел. Особенно любил он стоять с протянутой рукой у магазина, там вместе с мелочью перепадали ему и недокуренные хабарики, и опивки алкоголя. На этом месте в сентябре его избили. С закрытой черепно-мозговой травмой из Солецкой ЦРБ попал он в новгородскую больницу.

-Оттуда он приехал уже без документов, - говорит Юлия Тимофеева, - на вопрос, каким он образом добрался до Выбитей, ответил, что ехал автостопом. С тех пор и лежит один в доме. Сил после травмы у него не осталось. В таких условиях он просто не выживет.

В администрации Выбитского сельского поселения, где мы оставили одежду для Ершова с просьбой все-таки найти кого-нибудь, кто мог бы его переодеть, нам пообещали, что и вопрос с передачей для него теплой еды будет решен.

-В прошлом году мы отправили его в христианский приют, - говорит заместитель главы администрации Выбитского поселения Лидия Михайлова, - он там зиму прожил, а весной сбежал. Приехал, говорит, мол, что мне там на кого-то работать. У меня свой дом в деревне. В общем, измучил всех людей. Поэтому ему помогать уже никто не хочет. Мы написали ходатайство в Центр социальной адаптации об определении его в приют. За ним уход нужен. Да и как посреди зимы оставить его в доме с неисправной печью? В любом случае он замерзнет.

На этом разговоре и закончился наш визит в деревню Выбити к умирающему старику Сергею Ершову. По возрастным меркам он вовсе не старик и даже не пенсионер, ему 58 лет. Но поразило в этой истории другое. То, что этот человек оказался в прямом смысле счастливчиком. В каждой деревне умирает не по одному такому старику, но этого никто не замечает. Прежде всего, потому, что и для них самих своя собственная жизнь перестала быть заметной.

P.S. Материал был сдан в печать, когда мне позвонила Вера Савченко и поделилась хорошим известием. Ершова осмотрел врач-нарколог Наталья Потоцкая. Мужчине выписано направление в терапевтическое отделение, где он пройдет обследование для дальнейшего его определения в областное учреждение «Центр социальной адаптации».

Татьяна ИЛЬИНА
Фото автора

Опубликовано в газете от 11 декабря

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА