Понедельник, 15 сентября 2025

Редакция

Старенькой бабушке холодно зимой

Протяните руку помощи тем, кто её ждёт

Морозные дни и ночи для одиноких пожилых людей, особенно живущих на селе, превращаются в большую проблему. Надо растопить печку, расчистить снег, принести дров. А после посидеть бы у той самой горячей печки, да не тут-то было. Не держат тепло железные стены...

На крутом бережку
Вдоль речки Вишера в Новгородском районе выстроились сразу несколько деревень со старинными названиями: Радочи, Мытно, Рушиново, Лахново, Марково... Все они прежде были многолюдными, а теперь существуют, в основном, благодаря дачникам. Местных жителей по пальцам одной руки перечесть можно. Но драматичность ситуации состоит даже не в том, что их в столь живописном уголке Новгородского края осталось совсем мало. Печальная правда в другом: постоянно живут в этих опустевших деревнях, как правило, пенсионеры преклонного возраста. Ладно ещё, когда дети и внуки стариков навещают, когда дома крепкие и тёплые. А если нет надёжного крова и человек волею судьбы остался один-одинёшенек? Если никто его не пожалеет, не приласкает, не утешит, то как вообще жить на склоне лет, тем более в глубинке?

Эти вопросы я задавала себе по дороге в деревню Марково, где мне предстояло знакомство с ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда Валентиной Самуйловой, одиноко живущей в строительной бытовке.

Она встретила нас на пороге своего жилища. Тоненькая, как тростинка,  в стёганом ватнике. На ногах – валенки с галошами, на голове – тёплый вязаный платок. Пенсионерка предложила пройти внутрь своего маленького домика. Здесь крошечная прихожая и она же – кухонька, а дальше чистая маленькая комната, где едва помещаются кровать, столик и комод, на котором авторитетно и беспрекословно занял своё место друг всех пенсионеров – телевизор. Специально к нашему приезду Валентина Васильевна натопила буржуйку. Потому в домике было тепло и завязалась неспешная беседа про житьё-бытьё деревенское.

– Сегодня не холодно, может, и подтапливать не буду. А вот когда ветер  или мороз, хоть караул кричи, – перво-наперво сообщила хозяйка. – Ухожу к соседке Анне греться.

Только сказала, а тут и сама соседушка Анна Карповна появилась, чтобы поддержать свою подругу, которая очень стеснялась рассказывать о себе. Что удалось узнать из разговора с моей новой знакомой. Судьба её не баловала, как, впрочем, и большинство людей того поколения, на долю которого выпала и война, и голод, и труд за гроши и «палочки». Родом Валентина Васильевна из Красноборья – нынче от этой соседней с Марково деревни не осталось и названия. Мать умерла рано, а потому с детства Валя нанималась в чужие семьи нянькой, просто для того, чтобы прокормиться. Во время войны из Красноборья не уезжала – немец ведь туда не дошёл. Но всё равно натерпелась страхов. В деревне размещался медсанбат. И можно только представить, что значило для детской психики видеть изо дня в день окровавленных раненых солдат, калек без рук, без ног...

Чуть подросла Валентина и уже «вкалывала» на торфяниках близ посёлка Пролетарий. Вместе с жителями окрестных деревень добывала торф для отопления фарфорового завода. Потом и на самом производстве работала формовщицей. Там, на «Красном фарфористе», познакомилась со своим будущем мужем. Парень он был видный – трудился в цехе обжига.  Поженились и сняли частную квартиру, а со временем получили небольшую комнату в Броннице, потом и в Пролетарии. Но поскольку оба деревенские, тянуло к земле. Хотелось свой дом построить, сад, огород посадить, потому и решили податься в колхоз с жизнеутверждающим названием «Путь к коммунизму», потом он был переименован в совхоз «Новоселицкий». На совхозную ссуду купили дом, обустроились, двоих сыновей вырастили. Одной земли приусадебной обрабатывали 30 соток. Но... В каждой человеческой судьбе возникает это самое «до и после».

Пришла беда – отворяй ворота
Горькую правду этой народной поговорки Валентине пришлось примерить на себя. В начале беспутных 90-х умер муж, чуть позже погиб младший сын, а старший потерял постоянную работу и имел только сезонный заработок от продажи собранных в лесу ягод и грибов. А в 2009-м настигла ещё одна беда. Мартовской ночью, аккурат в три часа, когда крепко спится, от замыкания в проводке загорелся дом. Валентина Васильевна, как признаётся, чудом осталась жива.

– Услышала, что с чердака спрыгнул кот и стал скрести дверь, – со слезами на глазах вспоминает женщина. – Он, Кузька-то, фактически и спас меня. Выбила оконное стекло руками и буквально вывалилась на улицу. Хорошо ещё, что под окном лежали листы шифера, которые защитили от удара о землю...

Старенькой бабушке холодно зимой– Видели бы вы, в каком состоянии она прибежала ко мне той ночью, – подключилась к разговору соседка Анна Нестерова. – Спрашиваю, что случилось, а тут уж и сама вижу в окошко, что пламя в Валином доме до небес. Скорее вызвали пожарную бригаду. Приехала быстро, но потушить не успели. Хорошо ещё снег на крыше сарая и дровяника лежал, стали срывать, засыпать огонь, да всё без толку. Дом сгорел дотла. Потом пепелище ещё долго теплилось, угли догорали, так я с иконой вокруг дома ходила. Всё молилась, чтобы огонь не спалил всю деревню.

После той бедовой ночи жила бабуля какое-то время в городе у внука, потом в доме сестры. Справедливости ради скажу, что ей как погорелице предлагали комнатку в Новоселицах на первом этаже военного общежития. А она сердцем и душой так к своему Маркову прикипела, что хоть и горя там хлебнула, а оставить не смогла. В конце концов пришла Валентина к подруге  Анне Карповне, села у порога и заявила:

– Хоть гони, хоть не гони, а у тебя останусь.

Так и жили они вместе почти год, до тех пор, пока сын не установил неподалёку от сгоревшего дома вот этот самый вагончик – бытовку. Собирался новый дом построить, да не успел. Скончался от тяжёлой болезни...

– Так и живу. Кому мне жаловаться? Одна только просьба к добрым людям, может, кто-нибудь поможет мне домичек-то утеплить, – стесняясь своей скромной просьбы, но всё-таки с надеждой произнесла собеседница.

Деревня Марково, ну что в ней такого?

Ответ на этот вопрос знают и Валентина Самуйлова, и Анна Нестерова.

– Места тут просто загляденье и воздух упоительный, – романтично констатировали бабушки.

Сказали, что без дела не сидят. Летом огороды обрабатывают, осенью урожай собирают. До последнего времени за ягодами и грибами каждый день бегали. Да вот нынче споткнулась Валентина Васильевна в лесу и упала. Теперь решили с походами быть осторожнее. А ещё жительницы Маркова сообщили мне, что есть в деревне родник с кристальной и вкусной водой, за которой горожане с канистрами в очередь выстраиваются. Им же, самим, зачастую родниковую воду привозит житель соседней деревни Рушиново Сергей Вислов. Об этом человеке бабули говорили только в превосходной степени. Он для всех престарелых сельчан, как палочка-выручалочка: огороды престарелым бабушкам пашет на своей труженице лошадке, света нет в деревне или другие неполадки в хозяйстве – тоже к нему обращаются...

Бабули заверяют, что жить в деревне им не скучно. Могут прогуляться к подружкам в Мытно, Рушиново – посудачить, песни любимые попеть и частушки. В подтверждение сему Анна Карповна задорно завела:

Ой, подружка моя,

Ты моя хорошая!

Ты найди мне ухажёра

Боевого, как и я...

Ещё одно развлечение есть у жителей этой деревни – ожидание и встреча автолавки, которая три раза в неделю доставляет сюда продукты. У мобильного прилавка марковчане не только покупки делают, но и общаются  друг с другом, обмениваются новостями. В час, когда мы беседовали и прогуливались к реке и роднику, бабушки то и дело посматривали на часы. И вот, наконец, раздался призывный гудок продуктового грузовика.

– Пошли скорей, Карповна...

– Доставай кошелёк, Васильевна...

Соседушки-подружки, взявшись под ручки, поспешили к магазину на колёсах.

…Любите ли вы стариков? Задумываетесь ли о том, что и для вас старость неизбежна, и о том, что порой река жизни делает неожиданные и крутые повороты. А если вдруг её течение занесёт вас в одиночество, тогда как проживёте без поддержки, внимания и заботы?

Люди добрые, сделайте благое дело, поделитесь богатством своей души с бабушкой Валей из деревни Марково. Пусть с вашей помощью ей станет тепло и в маленьком вагончике, и на сердце.

Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора

Опубликовано в газете 11 декабря

РЕКЛАМА

Еще статьи

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

Землякам, отдавшим жизнь за Отечество

В деревне Божонка Новгородского округа открыли памятный знак, посвящённый бойцам, погибшим в зоне проведения специальной военной операции.

Отличный итог большого труда

Отличный итог большого труда

Игру юных музыкантов детской школы искусств — участников детского образцового ансамбля скрипачей «Аллегретто» — высоко оценили в Москве

Деревня – это люди

Деревня – это люди

Жители Крапивно по традиции, заложенной предками, отметили День деревни в Успение Пресвятой Богородицы

В свете софитов

В свете софитов

Экспозиции Солецкого краеведческого музея открылись в обновлённом интерьере

Удачный дебют

Удачный дебют

Демянские боксёры успешно выступили на открытом ринге по боксу в посёлке Любытино

Лакомый кусочек

Лакомый кусочек

На конкурсе рыбных блюд житель деревни Видогощь Андрей Васючков удивил фаршированной щукой.

Заиграл новыми красками

Заиграл новыми красками

Закончен ремонт фойе киноконцертного центра «Уверь», выполненный в рамках практики инициативного бюджетирования «Наш выбор»

Вторая жизнь зоны отдыха

Вторая жизнь зоны отдыха

В микрорайоне двухэтажных домов на улице Псковской работники МБУ «Солецкое городское хозяйство» начали установку новой детской площадки

Начало положено

Начало положено

На животноводческой ферме бывшего хозяйства «Демянский» в деревне Добросли вместо коров теперь появились другие животные

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА