3 декабря 27 выпускников нынешнего учебного года и две выпускницы прошлых лет писали итоговое сочинение
Напомним, что с 2014 года по инициативе президента РФ Владимира Путина в школы вернулось сочинение, и его написание (точнее получение «зачета») является допуском для сдачи единого государственного экзамена.
– Для получения допуска необходимо получить «зачет» по трём критериям из пяти.
Обязательными критериями являются – «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала».
Именно они являются важнейшими: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
Без привлечения литературного материала и аргументации невозможно получить положительную оценку сочинения.
Выпускникам было предложено 5 тем: «Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)», «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина), «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», «Что важнее: любить или быть любимым?».
Следует отметить, что все темы выбраны выпускниками.
Проверка итоговых сочинений осуществляется муниципальными экспертными комиссиями. Результаты выпускники смогут узнать в течение трёх дней в своей школе, – рассказывает директор центра финансово-методического сопровождения Светлана Павлова.
Мы же попросили поделиться своими размышлениями о школьных сочинениях наших активных читателей.
Евгений Родионов, помощник прокурора Любытинского района:
– Я считаю инициативу нашего лидера абсолютно верной. Сочинение – это выражение собственных мыслей, это проверка способности выпускников к изложению не только своих мыслей, но и личного мнения на бумаге.
Мне никогда не было сложно писать сочинения, я много читал, всегда привлекал литературный текст, многие цитаты классиков знал наизусть. Помню своё выпускное сочинение по творчеству Бунина. Это бесценный опыт, писал я его, естественно, без шпаргалок. За содержание получил «отлично», за грамотность – «хорошо». До сих пор помню, как моя учительница русского языка и литературы отметила моё сочинение. Было очень приятно.
Хорошо, что в школы возвращается сочинение.
Людмила Анишина, председатель комитета образования муниципального района:
– Школьное сочинение у меня ассоциируется с сочинением по произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Крупным планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: «Мне нравились его черты». А героиню называет своим «верным идеалом».
Я помню, что в своей работе раскрывала образы главных героев. Различное отношение к народу, к родной природе является тем решающим фактором, который помогает дать оценку героям.
Онегин – тип «лишнего человека». Татьяна – положительная героиня. В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интеллигенции 20-х годов XIX века, которая отрицательно относилась к общественно-политическим порядкам того времени. Но и с народом таких людей ничто не связывало. Они превращались в бесполезных для общества людей. Такая жизнь не имела никакого смысла.
Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу. Жизнь Татьяны имела определенное положительное содержание, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было таково, что в общественной жизни она никакой роли не играла.
А жизнь обретает высокий смысл лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему, борется за его счастье.
Было интересно размышлять о взаимоотношениях героев, особенно в подростковом возрасте.
Владимир Большаков, директор средней школы п.Неболчи:
– Наше поколение много читало, вся информация поступала через книгу. Писать сочинения большинству из нас было нетрудно. Это же было так интересно – излагать свои мысли. У меня был математический склад ума, много фраз брал из литературных текстов, критических статей. Я всегда рассуждал логически.
Писать же на свободную тему я не любил. Помню выпускное сочинение по статье В.И.Ленина «Лев Толстой как «зеркало русской революции». И за содержание, и за грамотность получил «отлично».
На мой взгляд, хорошо, что возвращается сочинение. Возможно, школьники начнут больше читать.
Всё новое – это хорошо забытое старое.
Лариса ПЛАТОНОВА
Фото автора
Опубликовано в газете 12 декабря