Четверг, 31 октября 2024

Редакция

Писать или не писать?

Возвращение сочинения обусловлено падением общего интереса учеников к чтению. Кроме того, это часть плана по реабилитации школьного предмета «Литература». В дальнейшем итоговое сочинение может быть учтено вузами при приёме абитуриентов.

На протяжении нескольких лет форма проведения государственной аттестации выпускников российских школ оставалась относительно неизменной. И вот грянули перемены. Коснулись они, прежде всего, одиннадцатиклассников. Сочинение отныне станет обязательным условием для допуска выпускника к ЕГЭ. Идейным вдохновителем возвращения выпускного сочинения в школу считается президент Владимир Путин.

Сочинение не должно напугать учеников и их родителей — таков главный девиз нынешнего перевода школы на «литературные» рельсы. Поэтому пока выпускное творчество будет оценено по простой системе — зачёт или незачёт. Писательский талант ученика оценят по пяти параметрам: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Для зачёта выпускнику достаточно получить положительный результат по трём критериям, причём по первым двум — в обязательном порядке.

Апробация экзамена для волотовских школьников состоялась 20 ноября. Участие в «репетиции» являлось добровольным. Само сочинение писали все ребята одиннадцатого класса 3 декабря.

На экзамен отводилось 3 часа 55 минут. Многие школьники признались после экзамена, что времени не хватает.

С целью узнать мнение волотовцев в отношении написания сочинения выпускниками, я обратилась, в первую очередь, к директору школы Тамаре ТВОРОГОВОЙ.

— Всегда переживала, — говорит Тамара Ильинична, — что дети стали мало читать. Количество часов на литературу в учебном плане сокращено. Много времени у школьников отнимает компьютер. Одобряю новую форму экзамена. Наши выпускники показали хорошие знания при написании пробного сочинения. Конечно, основная нагрузка во время подготовки легла на учителя Галину Голубеву. Времени на подготовку маловато. Но учитель с честью выполнил свою задачу.

В будущем учебном году планирую увеличить в учебном плане количество часов на литературу за счёт элективного курса.

Галина ГОЛУБЕВА, учитель русского языка и литературы выпускного класса высказала своё мнение.

— Сначала было страшно, — признаётся педагог. — Лет десять не писали сочинения в таком объёме. Жаль, что мало времени было на подготовку, но ребята мобилизовались. За два месяца перечитали много произведений из программной и современной литературы, вспомнили классику и произведения зарубежных писателей.

Надо отметить, нынешнее сочинение отличается от традиционного.

При его написании школьники должны уметь размышлять о прочитанном, много думать, иметь широкий кругозор, выражать свою точку зрения. При создании выпускной работы проявляется личность выпускника, его мировоззрение. Сочинение необходимо. Это хорошая подготовка к экзамену.

Писать или не писать?С этим же вопросом обращаюсь к главе района Александру ЛЫЖОВУ. Мнение Александра Ивановича не расходится с мнением педагогов.

— Да, сочинение писать надо. Ребёнок должен уметь излагать свои мысли не только в устной форме, но и письменно. Думаю, это поможет вызвать интерес к чтению у школьников. А ещё, считаю, надо поднять престиж литературы, как учебного предмета. Момент как раз самый подходящий.

Светлана КУЛТЫГИНА, заведующая комитетом культуры, тоже считает, что сочинение выпускникам писать надо.

— Это развивает речь ребят, учит их мыслить. Дети будут больше читать. Следовательно, нравственность детей поднимется на более высокую ступеньку.

Светлана ПОЛИКАРПОВА, мать двоих школьников, не раздумывая отвечает:

— Надо, обязательно надо. Каждый человек должен уметь излагать свои мысли. А самое главное — грамотно писать. Если дети не читают, то и писать им сложно. Думаю, введение новой формы сдачи выпускных экзаменов заставит школьников читать литературу.

А что же говорят сами выпускники?! Возбуждённые, какие-то торжественно-радостные, делятся впечатлениями от написания итогового сочинения.

Даша Иванова считает, что сочинение — это здорово! Темы были хорошие, есть о чём подумать, над чем поразмышлять. Но времени для написания маловато.

Согласна с Дашей. Понятно, когда есть о чём писать, в регламент трудно уложиться.

Лена Андреева, сама себе удивляясь, весело восклицает: «Вы знаете, сколько я прочитала за два с половиной месяца?! За шестнадцать лет столько не прочитано»!

Юноши более сдержанно рассказывают о подготовке к экзамену. Женя Фёдоров и Саша Клишин много произведений о войне изучили, классику прочитали, и всю программную литературу успели проштудировать.

И все дружно выпускники считают: «Сочинение писать надо!»

Не могу не исполнить их просьбу, поблагодарить учителя Галину Васильевну Голубеву. Ребята уверены, что благодаря самоотверженному труду педагога, её настойчивости, целеустремлённости, они успешно справились с выпускными работами.

Писать или не писать?Мнение родителей выпускников высказывает Алевтина КЛИШИНА.

— Писать сочинение нужно. У детей развивается речь, грамотность. В наше время иногда страшно становится, насколько безграмотно дети пишут. Конечно, я очень переживала перед экзаменом. Сын — нет.

К сочинению готовился, читал. Я радуюсь, что такая форма ЕГЭ возродилась.

Чтобы до конца убедиться в правильности высказанного мнения, обращаюсь со своим вопросом к Исаисе Ивановне АНИСИМОВОЙ, ветерану труда, имеющей статус бабушки.

— Да, о новой форме выпускного экзамена слышала. Нужно, чтобы выпускники писали сочинение. Это заставит детей читать, думать, анализировать прочитанное. Будет лучше и правильнее речь, грамотнее письмо. Внукам своим постоянно прививаю интерес к чтению. Считаю, что это воспитывает молодёжь.

Да, по большому счёту, возвращение сочинения обусловлено падением общего интереса школьников к чтению. Кроме того, это часть плана по реабилитации школьного предмета «Литература». В дальнейшем школьное итоговое сочинение может быть учтено вузами при приёме абитуриентов. Таким образом, знание текстов, понимание всех основных вопросов, связанных с интерпретацией литературного произведения, героев, эпохи, умение мировоззренчески высказать свою позицию — это требуется теперь от всех выпускников. Без знания текста это невозможно. И, конечно, остаётся надежда, что читая произведения отечественной и зарубежной литературы, наши дети повысят свой культурный и нравственный уровень.

Итак, сочинение писать будем!

Екатерина МАЛОВА
Фото автора

Опубликовано в газете 12 декабря

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА