Ольга Васильевна НИКОНОРОВА, учитель русского языка и литературы школы № 1 имени А. М. Денисова, с большой любовью и уважением вспоминает о своём педагоге Николае ЛАВРОВЕ, которому в этом году исполнилось бы 65 лет.
Она бережно хранит собранные статьи, заметки и письма, чьи авторы, педагоги Новгородского государственного педагогического института, с теплотой вспоминают о друге и коллеге, публикации стихотворений, басен Николая Ивановича и брошюры с его работами о смысловой структуре диалектной фразеологической единицы и о семантико-грамматических характеристиках фразеологизмов русского языка. Все эти материалы представлены на выставке, посвящённой Лаврову, в классе, где ведёт уроки его преданная ученица.
— Николай Иванович был знатоком диалектизмов, фразеологизмов и с упоением рассказывал об их особенностях своим студентам на уроках стилистики, — вспоминает Ольга Васильевна. — Мы с интересом слушали лекции Николая Ивановича. Он очень доходчиво и интересно говорил о богатстве и своеобразии русской речи. И с большим удовольствием студенты отправлялись с любимым учителем, идейным вдохновителем и наставником, в экспедиции по деревням Новгородчины в поисках диалектизмов.
Призвание — быть педагогом
Ольга Никонорова часто рассказывает своим ученикам об их земляке Николае Лаврове, который тоже учился в школе имени Денисова. И зачитывает отрывки из его письма десятиклассникам-денисовцам от 13 апреля 1986 года, в котором Николай Иванович отвечает на их вопросы о своей судьбе и о призвании быть педагогом: «Не буду кривить душой: не мечтал я с детства быть учителем. Но когда пришла пора расставаться со школой, вдруг охватила небывалая грусть, почувствовал, что уходит безвозвратно самая дорогая пора жизни. Как её задержать, остановить, вернуть? Выход один — вернуться в школу, но уже в новом качестве — учителем. Кроме того, был у меня кумир Валерий Семёнович Мотовилов, наш учитель математики и бессменный классный руководитель. Неизгладимый след оставил он в наших юных душах, хотелось быть похожим на него. Сейчас я считаю нашу профессию лучшей на земле. По многим причинам. Учителю люди доверяют самое дорогое — детей. Учитель — это детство и юность нашей жизни. Учитель — человек творческий (он и режиссёр, и психолог, и турист, и поэт, и музыкант, и художник, и судья, и архивариус, и т. д., и т. д.). Понятно, речь идёт о Настоящем Учителе».
Именно таким был Николай Лавров. Всё, за что бы он ни взялся, делал качественно, приложив максимум усилий и старания. Не зря матери и отцу Николая, закончившего Новгородский пединститут, факультет русского языка и литературы, с отличием, пришло благодарственное письмо от командира войсковой части, где служил их сын. В том письме были строки: «Трудолюбие, честность, правдивость, скромность — все эти качества помогают ему добиваться высоких показателей в боевой и политической подготовке, примерности в воинской дисциплине».
Демобилизовавшись, Николай Иванович устроился работать учителем русского языка и литературы в Дерглецкую восьмилетнюю школу Волотовского района и поступил в заочную аспирантуру по русскому языку.
Будучи аспирантом, был приглашён на кафедру русского языка Новгородского пединститута, где работал с 1977 года. Через 8 лет защитил диссертацию, стал кандидатом филологических наук и старшим преподавателем кафедры русского языка. На факультете русского языка и литературы читал лекционные курсы фонетики и орфоэпии, стилистики русского языка, вёл практические и лабораторные занятия, являлся куратором студенческой группы.
В своём послании десятиклассникам Николай Иванович пишет: «За десять лет работы в институте передо мной прошло немало студентов‑хвойнинцев. Ваши учителя-литераторы, Светлана Новосёлова (работает в Дворищенской школе), Березина Зоя, Кравченко Светлана (заканчивает институт)… Сейчас успешно учится у меня Раздувалова Марина (2 курс)… всегда приятно встречать в стенах нашего вуза земляков».
Художник слова
— Николай Иванович Лавров — был не только знаток в области лингвистики, но и замечательный художник слова, — говорит Ольга Васильевна. — О чём бы ни писал он в стихотворениях: о весне, о людях, о природе, о войне … — ясно одно: все они посвящены теме Родины. Я часто на уроках литературы зачитываю ребятам стихи, басни и небольшие рассказы Николая Ивановича. В них чувствуется глубина понимания души деревенских жителей, их искренней простоты и отражены особенности речи, которые автор черпал во время скитаний по Новгородчине, пополняя диалектную, фразеологическую картотеку. Один из самых любимых мной очерков‑миниатюр называется «Старики мои, старики…». Когда я читаю его ученикам, на их глазах наворачиваются слёзы. В этом очерке Николай Иванович рассказывает, как пришёл в глухую деревушку, где местный житель, «выбеленный возрастом, горем ли старик», принял микрофон магнитофона за телефон или за микрофон радио и стал в него говорить.
«— Петя! Сынок! Слышишь меня? Что же ты, дорогой сынок, не приезжаешь, не пишешь? Вот уж скоро пять лет, как от тебя ни слуху, ни послуху! Плохо мне, Петя, очень плохо! Глазы совсем стёрлись, ноги не владеют. Не знаю, сынок, сколько ещё протяну… Так один и живу. Приходит ко мне-ка Нюша немая, постирает, покормит. Но и она, сказывают, приболевше, второй день, как уехала в посёлок ко врачу, и всё ещё нету. Слышишь ли меня, сынок? Приезжай ко мне, увидеть тебя — а потом и умирать буду. Жду! Слышишь, сынок?!
Он медленно, устало сел на скамью, трясущейся мелко-мелко рукой поставил микрофон на шелушащийся краской подоконник. Потом закрыл ладонью глаза… Я вышел из дома.
Где же ты, Петя? Звуковое письмо твоего отца хранит моя кассета. Кассета обжигает мне пальцы».
24 февраля 1990 года Николай Иванович скоропостижно скончался. У него остались жена, дочь Ольга, сын Игорь и любящие его ученики, друзья и коллеги, которые ещё долго слали матери и вдове письма со словами скорби и соболезнования.
Память о замечательном педагоге, поэте, писателе и Человеке Николае Лаврове всегда будет жить в их сердцах.
Анна ЗВОНЦОВА
Фото из архива Ольги Никоноровой
Опубликовано в газете 19 декабря