Декоративно-прикладное искусство — особый удивительный мир. Практически каждый человек в жизни окружён его произведениями.
О значении народного творчества, использовании его традиций на уроках рассказывает учитель технологии Мошенской школы Татьяна КОЗЛОВА:
— Сегодня мир, в котором мы живём, заставляет людей искать чёткие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поиске ценностей человек обращает свой взор и к истории, стремиться осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и прошлым. Именно к ним и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображённое в народном творчестве, которое является началом всякого искусства. Больше всего оно сохранилось в декоративно-прикладном, в существующих сегодня художественных промыслах.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без осознания своих корней и традиций народа нельзя воспитать полноценного гражданина, любящего своих родителей, дом, страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к этим ценностям должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.
В наших детских садах воспитатели уделяют народному творчеству немало внимания. Не раз приходилось видеть, как, например, девочки в цветных ситцевых юбочках в стилизованной русской избе «готовят еду», укладывают спать своих кукол под лоскутное одеяло.
После того, как детишки приходят в школу, соблюдая преемственность, мы продолжаем знакомить их с традициями предков. В кабинете технологии оформлена экспозиция, на которой представлены и элементы быта русской избы.
Технология — особая наука, где можно преуспеть только тогда, когда знания тесно переплетаются с умениями, способностью что-то делать своими руками.
Жизнь учит тому, что, только имея прочные навыки работы, можно осмысленно, по-хозяйски решать проблемы обустройства своего будущего дома.
На моих уроках школьники получают знания о народных традициях, которые необходимо поддерживать, бережно хранить и передавать их с истинным уважением к прошлому.
В 5 классе осенью на уроках технологии девочки знакомятся с натуральными волокнами. Прежде всего, это лён. Весной мы с бывшими пятиклассниками посеяли его на опытной делянке. Осенью вытеребили его, предварительно собрав семена. Затем «стлали» — тонким слоем раскладывали на земле и выдерживали почти 20 дней, ставили в конусы, сушили. На одном из занятий девочкам было предложено на старинной льномялке самим попробовать обработать долгунец. Трепать пришлось руками, зато узнали, что такое костра. Специальной щёткой расчёсывали куделину. Льноволокно получилось, конечно, не высшего качества, но зато изготовлено своими руками. Ученицы смогли убедиться, насколько тяжела и кропотлива ручная обработка льна. А это и есть историческая реконструкция (или культура), которой так много внимания уделяется в стране.
Но это совсем немногое, что можно узнать во время урока. Знакомя с понятием «ткачество», хотелось показать этот процесс на ткацком станке. Это можно увидеть в нашем краеведческом музее, надеюсь, что это скоро будет возможно и в нашем школьном.
А какими бы интересными могли получиться там часы вязания крючком, вышивки крестом, плетения кушака на катушке в той же стилизованной избе или комнате, убранство которой составляют изделия декоративно-прикладного творчества. А почему бы не присесть на оттоманку или вокруг круглого стола, покрытого вышитой или вязаной скатертью. И здесь же старинная кровать с пирамидой подушек и лоскутным покрывалом, комод с множеством старинных статуэток, салфеток и прочим набором предметов 40—60-х годов, и фотографии в больших рамках, где мы видим всех наших родственников.
Я считаю, девочки должны знать назначение предметов обихода, которые уже стали историей, поучаствовать в полузабытых народных играх, воочию увидеть, как одевались наши бабушки и прабабушки. Многие пожилые люди до сих пор хранят старинные вещи. Им тоже бы нашлось место в старинном шкафу.
Осознавая всё это, приятно было увидеть в октябре сюжет по телевидению, где на встрече Владимира Путина с творческой интеллигенцией речь шла о большой роли музеев в образовании школьников. Здесь же режиссёр Никита Михалков в своём интервью сказал о важности проведения там уроков, отмечая, что всё должно быть «бытово». Какое меткое и ключевое слово. Я думаю, он имел в виду не те выставочные залы, куда мы приходим только на обзорную экскурсию.
Близится к завершению Год культуры, но на этом не должна заканчиваться наша любовь к истории, к памяти наших предков и их наследию.
Татьяна АЛЕКСЕЕВА